прокурор об оспаривании бездействий органов местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Абан 18 июня 2010 г.

Абанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Загидулиной С.Г., с участием помощника прокурора Никольской М.Н., представителя заинтересованного лица- главы администрации С.ского сельского совета У., при секретаре Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Абанского района в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании бездействия органов местного самоуправления администрации С.ского сельского совета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Абанского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением к администрации С.ского сельского совета об обжаловании бездействия органов местного самоуправления администрации С.ского сельского совета, по нарушению требований законодательства Российской Федерации «О недрах» и просил обязать администрацию С.ского сельсовета организовать водоснабжение населения на территории муниципального образования С.ского сельсовета в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» в срок до 01 июня 2011 года.

В обосновании требований указал, что прокуратурой Абанского района проведена проверка исполнения законодательства «О недрах» в деятельности муниципального образования С.ского сельсовета.

В ходе проведения проверки исполнения указанного законодательства установлено, что в деятельности администрации С.ского сельсовета, расположенного по адресу Красноярский край, Абанский район, с. С.ка, имеются существенные нарушения требований Федерального Закона «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1. Как установлено в ходе проверки, в муниципальной собственности С.ского сельсовета находится 5 сооружений «водонапорные башни», распложенные по адресам: д. К., в с. С.ка (4 сооружения). Правоустанавливающие документы на данные сооружения у администрации С.ского сельсовета отсутствуют.

С 2007 года по настоящее время администрация С.ского сельсовета приступила к использованию вышеуказанных водонапорных башен (добыче подземных вод) для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой учреждений и организаций, расположенных на территории сельсовета.

Источником водоснабжения является вода подземного горизонта.

На основании действующего законодательства «О недрах» администрация С.ского сельсовета не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем, не может быть водопользователем, следовательно, администрации не может быть представлена лицензия на право пользования недрами.

В связи с незаконными действиями администрации С.ского сельсовета учреждения, расположенные на территории С.ского сельсовета, получают услугу водоснабжения не в соответствии с качеством, отсутствует контроль за состоянием воды, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ-52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В судебном заседании помощник прокурора Никольская М.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требовании.

Представитель заинтересованного лица- глава администрации С.ского сельского совета Удодова С.В. заявленные прокурором требования признала в полном объеме. Пояснила, что действительно на балансе администрации С.ского сельсовета стоят пять водонапорных башен, лицензии на добычу воды у администрации нет, в настоящее время администрация самостоятельно оказывает услуги по водоснабжению, до настоящего времени на водонапорные башни не зарегистрировано право собственности. Водой от водонапорных башен снабжаются школа, детский сад, котельные, социальный приют, осуществляется водоснабжение населения.

Суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, с учетом следующего.

В силу ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст.11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно п.1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии с п. 4 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию (п.2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (далее Порядок)) Настоящий Порядок не распространяется на предоставление в пользование участком недр в целях устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый от поверхности водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Также согласно п. 5 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции хозяйствующими субъектами являются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что администрация С.ского сельсовета не может являться пользователем недр.

Вместе с тем, в соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, к вопросам местного значения поселений относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

В соответствии с п.1.4. ст.7 Устава С.ского сельского совета Абанского района Красноярского края, к вопросам местного значения относятся организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Судом установлено, что администрация С.ского сельсовета является собственником водонапорных башен, расположенных в д. К. и с. С.ка подтверждением этого служит имеющееся в материалах дела выписка из реестра муниципального имущества администрации С.ского сельсовета, согласно которого указанные водонапорные башни стоят на балансе С.ского сельсовета, что так же подтверждается инвентаризационной описью №3 на 01 января 2010 года.

Судом установлено, что администрация С.ского сельсовета осуществляет использование подземных водных объектов - водонапорных скважин в д.К. и с. С.ка, для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой учреждений, не имея соответствующего права пользования участком недр для целей добычи подземных вод, без соответствующей лицензии, т.е. с нарушением требований Закона «О недрах», при этом ответчик бездействует и не принимает мер по организации водоснабжения населения, проживающего на территории С.ского сельсовета, в соответствии с требованиями законодательства «О недрах».

В связи с незаконными действиями администрации С.ского сельсовета учреждения, расположенные на территории С.ского сельсовета, получают услугу водоснабжения не в соответствии с качеством, отсутствует контроль за состоянием воды, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ-52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Учитывая, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

Учитывая, что для организации водоснабжения населения на территории муниципального образования С.ского сельсовета в соответствии с требованиями Закона «О недрах» необходимо определенное время, суд, с учетом мнения сторон, считает, что необходимо установить срок для устранения нарушения до 01 июня 2011 года.

В связи с удовлетворением заявления прокурора, в соответствии со ст.103 ГК РФ, ст.333.19 НК РФ взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит уплате госпошлина в доход государства в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Абанского района Красноярского края к администрации С.ского сельского совета об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации С.ского сельского совета по организации водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования С.ский сельсовет, выразившееся в несоблюдении требований законодательства РФ «О недрах».

Обязать администрацию С.ского сельского совета в срок до 01 июня 2011 года организовать водоснабжение населения на территории муниципального образования С.ского сельского совета в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Взыскать с администрации С.ского сельского совета государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.Г. Загидулина