Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Абан 26 октября 2010 г.
Абанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., с участием помощника прокурора Абанского района Егорова В.А., представителей администрации Абанского сельского совета Ивановой Н.И., Колпаковой Е.Е., при секретаре Садовской О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Абанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Абанского сельского совета об обжаловании бездействия органа местного самоуправления администрации Абанского сельского совета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Абанского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Абанского сельского совета, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Абанского сельсовета в части не приведения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 искусственных неровностей, расположенных на автомобильных дорогах местного значения в п. Абан и обязать администрацию Абанского района до 01.07.2011 привести искусственные неровности, устроенные на дорогах местного значения по ул. Пионерская, 12, 74; ул. 1 Мая, 97, 160, 187; ул. Профсоюзов, 57-29; ул. Советская, 68; ул. Красная, 44; ул. Д. Бедного, 45, в соответствие с ГОСТ Р 52605-2006, обязать демонтировать искусственную неровность, устроенную на автомобильной дороге местного значения в районе дома №57 по ул. Сибирской, п. Абан, Абанского района, Красноярского края.
Свое заявление обосновывает тем, что прокуратурой Абанского района проведена проверка соблюдения администрацией Абанского сельсовета требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (далее - ГОСТ Р 52605-2006). В ходе проверки содержания дорог, дорожных знаков, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения установлено, что в п. Абан Абанского района Красноярского края на автомобильных дорогах местного значения установлены искусственные неровности не соответствующие ГОСТ Р 52605-2006:
-на ул. Пионерская, 12, 74 устроены 3 искусственные неровности, имеющие следующие размеры: первая искусственная неровность шириной -3,2 метра, высотой - 0,11 метра; вторая искусственная неровность шириной -3,4 метра, высотой - 0,12 метра (отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения 1.17, 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение скорости»); третья искусственная неровность шириной - 3,5 метра, высотой - 0,13 метра (отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения 1.17 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение скорости»);
на ул. 1-Мая, 97, 160, 187 устроено 6 искусственных неровности, имеющих следующие размеры: первая искусственная неровность шириной -3,9 метра, высотой - 0,15 метра; вторая искусственная неровность шириной -3,4 метра, высотой - 0,13 метра; третья искусственная неровность шириной -3,2 метра, высотой - 0,16 метра; четвертая искусственная неровность шириной - 3,3 метра, высотой - 0,17 метра. Отсутствуют дорожные знаки предусмотренные, Правилами дорожного движения 1.17 «Искусственная неровность»; пятая искусственная неровность шириной - 3,1 метра, высотой -0,1 метра, шестая искусственная неровность шириной - 3,2 метра, высотой 0,13 метра. Отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение скорости»;
на ул. Профсоюзов, 57-29 устроены 3 искусственные неровности, имеющие следующие размеры: первая искусственная неровность шириной -4,6 метра, высотой - 0,2 метра (отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения 1.17, 5.20 «Искусственная неровность»); вторая искусственная неровность шириной - 4 метра, высотой - 0,25 метра, третья искусственная неровность шириной - 3,9 метра, высотой -0,18 метров;
на ул. Советская, 68 устроена 1 искусственная неровность, имеющая размеры ширина - 2,9 метра, высота - 0,13 метра. Отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение скорости»;
на ул. Красная, 44 устроена 1 искусственная неровность, имеющая размеры ширина - 3,4 метра, высота - 0,17 метра;
- на ул. Д. Бедного, 45 в районе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Абанская основная общеобразовательная школа №1 устроены 4 искусственные неровности имеющие размеры: первая искусственная неровность шириной - 3,2 метра, высотой - 0,15 метра; вторая искусственная неровность шириной - 3,3 метра, высотой - 0,13 метра; третья искусственная неровность шириной - 3,07 метра, высотой - 0,12 метра; четвертая искусственная неровность шириной - 2,9 метра, высотой - 0,14 метра. Расстояние между искусственными неровностями первой и второй - 7,65 метра, между третьей и четвертой - 7,65 метра, что также не соответствует ГОСТ Р 52605-2006.
Кроме того, устроенная искусственная неровность на автомобильной дороге местного значения в районе дома №57 по ул. Сибирской, п. Абан, Абанского района, Красноярского края установлена в нарушение требований ГОСТ Р 52605-2006 в неположенном месте и не соответствует по исполнению требованиям ГОСТ Р 52605-2006.
В нарушение пункта 7.5 ГОСТ Р 52605-2006 на искусственные неровности не нанесены предусмотренные ГОСТ Р 52605-2006 линии разметки дорожного покрытия.
31.08.2010 прокуратурой района внесено представление в адрес администрации Абанского сельсовета с требованием принять все необходимые меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших нарушению Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ, по результатам рассмотрения представления администрацией Абанского сельсовета меры к устранению выявленных нарушений не принимались, более того указано, что устроенные искусственные неровности выполнены в соответствии с ГОСТами. Считает, что устроенные искусственные неровности в п. Абан Абанского района на автомобильных дорогах местного значения не соответствуют требованиям ГОСТ Р52605-2006, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Егоров В.А. поддержал заявление в полном объеме.
Представители заинтересованного лица - администрации Абанский сельский совет Иванова Н.И., Колпакова Е.Е. (действующие на основании доверенности) требования прокурора признали в полном объеме. В судебном заседании пояснили, что в п. Абан искусственные неровности были установлены по многочисленным обращениям жителей п. Абан, еще при предыдущем главе сельсовета, предписания по устранению недостатков администрация получала, недостатки будут устранять, однако для их устранения требуются значительные денежные средства, просили установить срок для устранения недостатков до 1 ноября 2011 г.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованного лица, специалиста Золотого А.А., исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Абанского района подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 № 237-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закон от 08.11.2007 №257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 30 декабря 2008 г.), в ведении Российской Федерации находится вопрос установления единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст.6).
Согласно ст. 12 данного ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно Устава Абанского сельского совета к вопросам местного значения сельского совета относятся в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 7 Устава).
Согласно Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006г. № 295-ст), введенного в действие с 01.01.2008г:
искусственная неровность (ИН) - специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги (п. 3.1);
ИН устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее (п. 4.1.1);
конструкции ИН в зависимости от технологии изготовления подразделяют на монолитные и сборно-разборные (п. 4.1.2);
для информирования водителей участки дорог с ИН должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой (п. 4.1.5);
параметры ИН следует принимать исходя из максимально допустимой скорости движения на участке дороги, указываемой на знаке, в соответствии с прилагаемой таблицей 1, согласно которой установлены параметры изготовления ИН в зависимости от установленного ограничения скорости движения транспорта ~ 20, 30, 40 км/час (п. 4.2.3);
участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256 (п. 7.1);
перед ИН на ближней границе ее или разметки устанавливают дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность» (п.7.2)
если на участке дороги выбраны размеры ИН для максимально допустимой скорости движения, отличающейся от скорости движения на предшествующем участке дороги на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с последовательной установкой знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289 (п.7.4)
участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256 (п. 7.1);
в случае применения различных конструкций ИН линии разметки на дорожное покрытие и на бордюрный камень наносят в соответствии с рисунком 4. При необходимости устройства возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с ИН, нанесение линии разметки наносят в соответствии с рисунком 5 (п. 7.5).
В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий устраивают:
- перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями,
детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
- перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное дорожным знаком 3.24 "Ограничение максимальной скорости" или 5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости";
- перед въездом на территорию, обозначенную знаком 5.21 "Жилая зона";
перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 "Движение без остановки запрещено";
от 10 до 15м до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий;
от 10 до 15м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена;
с чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 "Дети".
Как следует из содержания заявленных прокурором требований, данные требования поданы прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лип - населения п.Абан. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться судом как вмешательство в исключительную компетенцию муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки содержания дорог, дорожных знаков, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения установлено, что в п. Абан, Абанского района, Красноярского края, на автомобильных дорогах местного значения установлены искусственные неровности, не соответствующие ГОСТ Р 52605-2006. Недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, отражены в актах выявленных недостатков, составленных старшим госинспектором дорожного надзора ОГИБДД Золотым А.А. 23 сентября 2010 г., которым осмотрены участки дороги с имеющимися на них искусственными неровностями и отражены выявленные при осмотре недостатки. Так, согласно актов, по ул. Пионерская, 12, 74 устроены 3 искусственные неровности, длина и высота которых не соответствуют ГОСТу, кроме того, в нарушение ГОСТа отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения. По ул. 1 Мая, 97,160,187 устроено 6 искусственных неровностей длина и высота которых также не соответствуют ГОСТу, кроме того, отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения. По ул. Профсоюзов, 57, 29 устроены 3 искусственные неровности, по ул. Советская, 68, -одна, по ул. Красная, 44-одна, по ул. Д.Бедного, 45 - четыре искусственные неровности, длина и высота которых также не соответствуют ГОСТу, кроме того, отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения.
Устроенная искусственная неровность на автомобильной дороге местного значения в районе дома № 57 по ул. Сибирской, п. Абан, установлена в нарушение требований ГОСТ Р 52605-2006 ( вышеуказанного п. 6.2) в неположенном месте и также не соответствует вышеизложенным требованиям ГОСТа.
В судебном заседании Золотой А.А., допрошенный в качестве специалиста, пояснил, что он производил замеры длины, высоты искусственных неровностей, установленных в п. Абан, было установлено, что все они установлены с нарушением ГОСТ Р 52605-2006. Неровности установлены волнообразные, в зависимости от скоростного режима, установленного ограничения скорости в 40 км/час, высота неровностей должна быть не более 0,07 м, длина - не более 6,75 м. Однако все неровности имеют высоту более, а длину менее установленных ГОСТом. Кроме того, неровность, установленная по ул. Сибирской, 57, установлена вообще в неположенном месте, без учета анализа причин аварийности на данном участке дороги, а также без учета интенсивности движения и дорожных условий. Для установления этой неровности не было оснований, предусмотренных п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006.
С учетом рассмотренных доказательств, доводов участников, судом установлено, что организация безопасности дорожного движения в п.Абан не отвечает установленным требованиям. Искусственные неровности, установленные на ул.Пионерская, 1 Мая, Профсоюзов, Советская, Красная, Д. Бедного, предназначены для принудительного снижения скорости движения транспортных средств в районе массового скопления людей, обеспечивают безопасность движения транспортных средств и пешеходов на данном участке дороги. Искусственные неровности не соответствуют требованиям ГОСТа Р 52605-2006, что создает опасность как для водителей транспортных средств, так и для пешеходов.
Не соответствует установленным требованиям безопасности дорожного движения и отсутствие дорожных знаков 1.17, 5.20 «Искуственная неровность», 3.24 «Ограничение скорости» с обеих сторон искусственной неровности, т.е. безопасность дорожного движения при отсутствии дорожных знаков находится под угрозой.
31 августа 2010 г. и.о. прокурора Абанского района Войничем А.А.в адрес Абанского сельского совета было внесено представление с требованием принять все необходимые меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших нарушению Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ. Однако по результатам рассмотрения представления администрацией Абанского сельсовета меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Таким образом, исследованные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о непринятии своевременных мер со стороны администрации Абанского сельского совета по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам.
На основании вышеизложенного, суд считает обоснованным поступившее заявление прокурора Абанского района об обжаловании бездействия администрации Абанского сельсовета в части не приведения в соответствие с требованиями ГОСТа искусственных неровностей, расположенных на автомобильных дорогах местного значения в п. Абан.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации Абанского сельского совета в части не приведения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 искусственных неровностей, расположенных на автомобильных дорогах местного значения в п. Абан.
Обязать администрацию Абанского района в срок до 01 ноября 2011 г. привести искусственные неровности, устроенные на дорогах местного значения в п. Абан, Абанского района, Красноярского края, по ул. Пионерская, 12, 74; ул. 1 Мая, 97, 160, 187; ул. Профсоюзов, 57-29; ул. Советская, 68; ул. Красная, 44; ул. Д. Бедного, 45, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, а также демонтировать искусственную неровность, устроенную на автомобильной дороге местного значения в районе дома №57 по ул. Сибирской, п. Абан, Абанского района, Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Черенкова