Гражданское дело №2-136/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Абан28 апреля 2011 г.
Абанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., с участием представителя истца зам. прокурора <адрес> Войнича А.А., представителя ответчика МБОУ «Абанский МУК»-Ж., представителя ответчика администрации <адрес> П., при секретаре Садовской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Абанский межшкольный учебный комбинат», <адрес> об устранении нарушений требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», « Об отходах производства и потребления»,
Установил:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Абанский межшкольный учебный комбинат», <адрес>, в заявлении ссылается на то, что в ходе проведения проверки исполнения указанного законодательства установлено, что в деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Абанский межшкольный учебный комбинат» (далее МБОУ «Абанский МУК»), расположенного по адресу: <адрес>, имеются существенные нарушения требований ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», при этом нарушения носят системный характер, мер по устранению нарушений не принимается.
МБОУ «Абанский МУК» является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Учредителем является администрация <адрес>. Директором МБОУ «Абанский МУК» на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ назначен Ж.
В процессе осуществления деятельности вышеуказанного учреждения образуются отходы П – V классов опасности. Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов.
В нарушение вышеуказанных требований МБОУ «Абанский МУК» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Лимиты на размещение отходов не выданы. Обученный специалист по программе в области обращения с опасными отходами не назначен.
Указанные нарушения закона выявлены в деятельности учреждения по результатам проверки в 2010 году, директору учреждения вынесено предписание, однако нарушения закона на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ не устранены.
В связи с чем прокурор <адрес> просит признать незаконным бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения «Абанский межшкольный учебный комбинат» по устранению нарушений требований Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и обязать МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения закона, для чего провести следующие мероприятия:
-разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
-разработать паспорта опасных отходов.
-назначить обученного специалиста по программе в области обращения с опасными отходами.
-оборудовать место временного хранения отходов производства и потребления.
-обеспечить учет образующихся отходов.
В судебном заседании представитель истца - зам. прокурора <адрес> Войнич А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - директор МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат» Ж. иск признал, суду пояснил, что имеются нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, в настоящее время принимаются меры для устранения нарушений, но указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ является недостаточным и просил срок для устранения нарушений представить до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель соответчика <адрес> П. в судебном заседании исковые требования признала.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе основных принципов в том числе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: размещение отходов производства и потребления.
Статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ дается формулировка используемых в законе следующих основных понятий:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В силу ст. 18 данного Закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из пункта 6 данных Методических указаний следует, что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:
суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;
отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Согласно акта №-к по результатам экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инженером 1 категории Канского межрайонного отдела лабораторного анализа и технических измерений ЦЛАТИ по <адрес>, в МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат» образуются отходы:
2 класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные с не слитым электролитом (921 101 01 13 01 2);
3 класса опасности - масла автомобильные отработанные (541 002 02 02 33), отработанные замасленные фильтры (549 000 00 13 07 3),
4 класса опасности - отработанные воздушные фильтры (187 000 00 13 03 4), обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (содержание масла менее 15%) (5490270101034),
-отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (951 000 00 0000 0),
-шины пневматические отработанные (575 002 00 13 00 4),
-лом и отходы цветных металлов (353 000 00 01 00 4)
5 класса опасности - отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (9120130001005),
-лом черных металлов несортированный (351 301 00 01 99 5),
-отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (187 103 00 01 00 5),
-электрические лампы накаливания отработанные и брак (923 101 00 01 99 5).
Согласно данного акта, паспорт опасных отходов не разработан, инструкции по обращению с опасными отходами не имеется, обученного специалиста по программе в области обращения с опасными отходами приказом не назначено.
Представлением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат», было предписано в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению нарушений закона их причин и условий, им способствующим.
Из представленного акта № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора <адрес> Дубро В.И., следует, что при проведении проверки деятельности МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат», были выявлены нарушения, а именно: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Лимиты на размещение отходов не выданы; инструкции по обращению с опасными отходами отсутствует; обученный специалист по программе в области обращения с опасными отходами не назначен; место временного хранения отходов производства и потребления оборудовано деревянным ящиком; учет образующихся отходов учреждением не ведется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиками.
В судебном заседании установлено, что согласно п. 1.1 Устава, учредителем МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат», является администрация <адрес>. Устав МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат» утвержденный Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, внесен в Единый государственный реестр юридических лиц свидетельство серии 24 № от ДД.ММ.ГГГГ ОГРН 1032400510075, юридический адрес МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат»: Россия, <адрес>.
В силу ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В случае недостаточности средств для устранения нарушений санитарного законодательства учреждения, эта обязанность в силу ст. 120 ГК РФ должна быть возложена в порядке субсидиарной ответственности на учредителя - <адрес>.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Фактическое положение вещей свидетельствует о незаконном бездействии ответчика по устранению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, об отходах производства и потребления, которое может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Абанский межшкольный учебный комбинат», <адрес> об устранении нарушений требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», « Об отходах производства и потребления»- удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Абанский межшкольный учебный комбинат» по устранению нарушений требований Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и обязать МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения закона, для чего провести следующие мероприятия:
-разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
-разработать паспорта опасных отходов.
-назначить обученного специалиста по программе в области обращения с опасными отходами.
-оборудовать место временного хранения отходов производства и потребления.
-обеспечить учет образующихся отходов.
В случае недостаточности денежных средств МБОУ «Абанский межшкольный учебный комбинат» для устранения вышеуказанного нарушения санитарного законодательства, данную обязанность возложить в порядке субсидиарной ответственности на учредителя – <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме
СудьяЕ.В. Черенкова
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
СудьяЕ.В.Черенкова