Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Абанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юдиной Л.М.,
с участием прокурора ФИО1,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя администрации Долгомостовского сельсовета <адрес> – главы Долгомостовского сельсовета ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Долгомостовского сельсовета <адрес> по устранению нарушений требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и об обязании администрации Долгомостовского сельсовета <адрес> устранить выявленные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Долгомостовского сельсовета <адрес> по устранению нарушений требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и об обязании администрации Долгомостовского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения закона, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере пожарной безопасности муниципальным образованием Долгомостовский сельсовет. В ходе проведения проверки установлено, что инспекторами ОГПН по <адрес> неоднократно проводились проверки соблюдения требований пожарной безопасности муниципальным образованием Долгомостовский сельсовет, по результатам которых были выявлены существенные нарушения, а именно, не выполнены для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство минерализованных полос); территории населенных пунктов не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожарах; населенный пункт д. Лазарево не обеспечен переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. Факт нарушения требований противопожарной безопасности подтверждается актами проверки соблюдения требований пожарной безопасности. Таким образом, нарушения пожарной безопасности носят длительный и систематический характер, мер к их устранению администрацией Долгомостовского сельсовета не принимается. Согласно информации ОГПН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что начался пожароопасный период, нарушения закона по-прежнему не устранены. Так, в нарушение ч. 4 ст. 4 ФЗ № 123-ФЗ, п. 112 ППБ 01-03 не выполнены для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство минерализованных полос); в нарушение п. 114 ППБ 01-03, п. 7 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности территории населенных пунктов не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожарах; в нарушение п. 31 ППБ 01-03, ч. 4 ст. 4 ФЗ № 123-ФЗ населенный пункт д. Лазарево не обеспечен переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. Фактическое положение вещей свидетельствует о незаконном бездействии администрации Долгомостовского сельсовета по устранению нарушений пожарной безопасности, что создает реальную опасность возникновения пожара, а соответственно - угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В случае возникновения чрезвычайной ситуации наступят негативные последствия для жителей населенных пунктов, расположенных на территории поселения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО1 заявленные требования прокурора <адрес> поддержала частично, в связи с тем, что мероприятия по устройству минерализованных полос в населенных пунктах Долгий Мост и Лазарево уже выполнены, просила обязать администрацию Долгомостовского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить территорию населенного пункта д.Лазарево средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожарах и обеспечить населенный пункт д.Лазарево переносной мотопомпой для целей пожаротушения.
Представитель администрации Долгомостовского сельсовета <адрес> – глава Долгомостовского сельсовета ФИО3 в судебном заседании уточненные требования прокурора признала, пояснив, что устройство минерализованных полос в населенных пунктах Долгий Мост и Лазарево произведено в конце апреля 2011 года, в настоящее время принимаются меры для того, чтобы обеспечить территорию населенного пункта д.Лазарево средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожарах и обеспечить населенный пункт д.Лазарево переносной мотопомпой, но для этого потребуется срок не менее, чем до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения противопожарных правил и норм допущено из-за недостатка денежных средств.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает уточненное заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 гл. 2 Устава муниципального образования Долгомостовского сельсовета, в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: <адрес>, д. Лазарево, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения (л.д.7).
Из информации начальника ОНД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проверок выполнения норм и правил пожарной безопасности на территории Долгомостовского сельсовета выявлены следующие нарушения: не выполнены для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство минерализованных полос); не все населенные пункты обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожарах; населенный пункт д. Лазарево не обеспечен переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения (л.д.32-34).
Кроме того, из материалов гражданского дела следует, что нарушения норм и правил пожарной безопасности были выявлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-19,25-28), в связи с чем администрации Долгомостовского сельсовета неоднократно выдавались предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-22,29-31), однако, как видно из материалов дела, на ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований пожарной безопасности администрацией Долгомостовского сельсовета не устранены.
В судебном заседании представителем администрации Долгомостовского сельсовета ФИО3 факт нарушения вышеуказанных правил и норм пожарной безопасности на территории Долгомостовского сельсовета не оспаривался.
Таким образом, в судебном заседании установлен тот факт, что администрацией Долгомостовского сельсовета <адрес> нарушается законодательство Российской Федерации в сфере пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 1.9 ст. 7 Устава муниципального образования Долгомостовского сельсовета, к вопросам местного значения сельсовета относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета (л.д.7).
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку определить исчерпывающий круг лиц на территории населенных пунктов Долгомостовского сельсовета, чьи права будут нарушены в случае нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, невозможно, то в данном случае прокурор вправе был обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления - администрацией Долгомостовского сельсовета своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета – <адрес>, д. Лазарево представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан на территории населенных пунктов Долгомостовского сельсовета, то бездействие администрации Долгомостовского сельсовета должно быть признано незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Долгомостовского сельсовета <адрес> по устранению нарушений требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнению полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов <адрес>, д. <адрес>.
Обязать администрацию Долгомостовского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить территорию населенного пункта д. <адрес> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожарах; обеспечить населенный пункт д. <адрес> переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня его объявления.
Судья