иск о признании незаконным бездействия администрации Абанского район по обеспечению сохранности жилого помещения.



РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

п. Абан                                                                                                          17 мая 2011 года

Судья Абанского районного суда Красноярского края Черенкова Е.В.,с участием помощника прокурора    Абанского района Дубро В.И., лица, в чьих интересах заявлен иск, Е., представителя ответчика - администрации <адрес> П., представителя заинтересованного лица Администрации Абанского сельсовета К., заинтересованного лица К., при секретаре Садовской О.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Е. к администрации <адрес> о признании его не имеющим закрепленного жилого помещения, о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах Е. к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия администрации по необеспечению сохранности жилого помещения по адресу: <адрес>, закрепленного за оставшимся без попечения родителей Е., с возложением на администрацию обязанности предоставить Е. жилое помещение, равное по площади утраченному. Впоследствии исковые требования были изменены, прокурор просил признать Е. не имеющим закрепленного жилого помещения, возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить Е. вне очереди жилое помещение, расположенное в <адрес>, размером не ниже установленных социальных норм. Иск прокурор мотивирует тем, что в прокуратуру <адрес> обратился Е., 24.07. 1990 года рождения, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о принятии мер к защите его жилищных прав. Родители Е.Е., П. решением Абанского районного суда были лишены родительских прав в отношении ребенка, в настоящее время умерли. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Е., оставшийся без попечения родителей, определен в государственное учреждение, этим же постановлением за ним закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором мать Е.П. проживала и была зарегистрирована до 1995 г. – момента смерти, отец - Е. – был зарегистрирован по указанному адресу и проживал с его родителями Е., Е. До ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение являлось жилым фондом колхоза «Сибирский партизан», затем СПК «Надежда», а ДД.ММ.ГГГГ передано в муниципальную собственность муниципального образования <адрес>, что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, решением <адрес> Совета депутатов Р от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение передано в муниципальную собственность муниципального образования Абанский сельсовет. В 2009 г. после окончания Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище », Е. приехал в <адрес>, места жительства и регистрации не имеет. Согласно ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес>, который закреплен за Е., предоставлен К. с семьей в качестве служебного жилого помещения решением исполкома <адрес> Совета народных депутатов, на основании решения правления и профкома колхоза «Сибирский партизан». Кроме того, оснований для закрепления за оставшимся без попечения родителей Е. права пользования указанным жилым помещением не имелось, жилье было закреплено с нарушением требований законодательства. В настоящее время вселиться в указанное жилое помещение и проживать в нем Е. не имеет возможности.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании лицо, в чьих интересах заявлен иск, Е. просил требования удовлетворить в полном объеме, пояснил, что он, после того, как его родителей лишили родительских прав и до 2002 года находился в детском доме в <адрес>, после 2002 г. до 2006 г. был переведен в детский     дом в <адрес>, с 2006 по 2009 г. учился в Георгиевском ПУ, затем приехал после обучения в <адрес>, пошел в опеку, но на очередь для получения жилья его не поставили, т.к. за ним закреплено жилье по адресу: <адрес>, однако в квартире проживает семья К., которые не являются его родственниками. В настоящее время он не имеет регистрации по месту жительства, зарегистрирован временно у знакомой его родителей С.. Он обратился к прокурору с заявлением об обращении в суд для защиты его интересов.

Представитель ответчика - администрации <адрес> - П., в судебном заседании признана исковые требования в части признания жилья не закрепленным за Е., пояснила, что в 1994 г. не было законных оснований для закрепления за Е. жилья по адресу: <адрес>, т.к. жилье было ведомственным, принадлежало колхозу «Сибирский партизан», не являлось муниципальным, каких-либо правоустанавливающих документов на этот дом не имеется, на техническом учете в БТИ дом не состоит. В 2009 г. дом был передан СПК «Сибирский партизан» в собственность муниципального образования <адрес>, а затем решением Абанского Совета депутатов передан в собственность муниципального образования Абанский сельсовет, дом является муниципальной собственностью с 2009 г., договор социального найма с К. не был заключен, хоть они и обращались с такой просьбой, по какой причине не заключен договор ей неизвестно. В части возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить Е. на условиях договора социального найма жилое помещение, размером не ниже установленных социальных норм в <адрес>, иск не признала, пояснила, что администрация свободного жилья для предоставления Е. не имеет, а также не имеет возможности за счет собственных средств приобрести жилье для Е., считает, что данное жилье должно приобретаться за счет средств Краевого бюджета, возложение обеспечения указанных лиц жилой площадью на органы местного самоуправления недопустимо даже при условии последующего возмещения за счет бюджета субъекта Российской Федерации понесенных муниципальным образованием расходов, в настоящее время органы местного самоуправления не имеют средств для приобретения жилья для указанной категории граждан,

Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Согласно представленного отзыва Министерство образования и науки <адрес> считает, что Министерство образования и науки <адрес> не обеспечивает детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма. Полномочия по обеспечению переданы в установленном законом порядке органам местного самоуправления <адрес>, включая органы местного самоуправления <адрес>. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края. Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей ответственности, подтверждается правовой позицией Конститутционного суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П.

Заинтересованное лицо К. не возражала против удовлетворения требований прокурора, в судебном заседании пояснила, что она, ее муж К. и их несовершеннолетний ребенок заселились в квартиру по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления правления колхоза «Сибирский партизан», в колхозе работал ее муж К. сторожем и данное жилье было предоставлено их семье как служебное, до того, как им предоставили данное жилье, в квартире проживал кто-то из работников колхоза. Ордер на квартиру им выдали в 1997 г. и тогда же прописали в квартире. До настоящего времени они проживают в указанной квартире, она и муж зарегистрированы в ней по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Квартира, когда им предоставили ее, была в плохом состоянии, в окнах не было стекол, полуразрушенная, в настоящее время они квартиру отремонтировали, построили кочегарку, надворные постройки, более 15 лет содержат квартиру в надлежащем состоянии, с ними проживают двое несовершеннолетних детей 14 и 16 лет. До 2007 г. муж работал в колхозе, затем колхоз ликвидировали, жилье передали в муниципальную собственность. Когда передали квартиру в муниципальную собственность, им сказали, что они могут ее приватизировать, но при обращении в администрацию Абанского сельсовета в 2009 г. с просьбой заключить с ними договор социального найма на квартиру, им отказали, объяснив, что квартира в 1994 г. была закреплена за сиротой. Однако она считает, что ее семья вселена в квартиру на законном основании и приобрела право на данное жилое помещение, ранее им не было известно, что квартира, в которой они проживают, закреплена за сиротой. Если бы они не вселились в указанную квартиру и не отремонтировали ее, она давно бы пришла в негодность.

Заинтересованное лицо К., извещенный надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился по неизвестной причине.

Представитель заинтересованного лица – администрации Абанского сельсовета К., в судебном заседании пояснила, что считает подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании Е. не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, в удовлетворении требования об обязании администрации <адрес> обеспечить Е. вне очереди жилым помещением по договору социального найма, размером не ниже установленных социальных норм следует отказать. Также пояснила, что действительно К. обращались в администрацию с просьбой заключить с ними договор социального найма на квартиру по адресу: <адрес>, им отказали по той причине, что имеется постановление администрации <адрес> 1994 г. о сохранении указанной жилплощади за Е.

Заслушав мнение помощника прокурора <адрес> Дубро В.И., Е., представителя ответчика - администрации <адрес> П., заинтересованное лицо К., представителя заинтересованного лица администрации Абанского сельсовета К., свидетелей М., С. исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.

Ст.40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жилище.

Статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.17 <адрес> «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

В соответствии с п.п.2,3,4 Указа Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", жилое помещение приобретается однократно детям-сиротам, постоянно проживающим на территории <адрес> и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по представлению жилья в соответствии с порядком учета детей-сирот.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4225 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка".

В силу п. 2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения";

в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Муниципальное образование <адрес> входит в указанный перечень.

На основании ст. 1 вышеуказанного Закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Приобретаемое жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Е. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом серии 0410 961293, выданным ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

В свидетельстве о рождении Е. в графе «Родители» указаны отец – Е., мать – П..

Факт того, что Е. остался без родительского попечения подтверждается решением Абанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав П., Е. в отношении Е. Алексея, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также справкой о смерти , согласно которой в архиве Абанского территориального отдела ЗАГС <адрес> имеется запись акта о смерти П., дата смерти ДД.ММ.ГГГГ, справкой о смерти Е., согласно которой в архиве Канского территориального отдела Агентства ЗАГС имеется запись е его смерти, дата смерти ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом Е. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд считает, что Е. относится к числу лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом суд исходит из следующего.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детский дом Е.» было постановлено несовершеннолетнего Екимолвича Алексея определить в детский дом, сохранить за несовершеннолетним Е. жилую площадь, находящуюся в <адрес>.

Как установлено в судебном заседании еще до возвращения Е. из образовательного учреждения в 2009 г. в закрепленное за ним постановлением администрации жилье по вышеуказанному адресу вселены заинтересованные лица К. на основании ордера на служебное жилое помещение. Данный факт подтверждается ордером на служебное жилое помещение , выданным ДД.ММ.ГГГГ исполкомом <адрес> Совета народных депутатов К. на состав семьи из 3-х человек. В ордере указано основание выдачи ордера – постановление правления колхоза «Сибирский партизан» от ДД.ММ.ГГГГ Заинтересованные лица К., К. зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства постоянно с ДД.ММ.ГГГГ. С иском о выселении К. из указанного жилого помещения до 2009 г., или после 2009 г. на момент передачи указанного жилого помещения жилого фонда СПК «Надежда» в муниципальную собственность никто не обращался, на момент вселения в квартиру К. не были осведомлены о закреплении жилья за сиротой, или о временном вселении их в указанную квартиру.

Как установлено в судебном заседании органы опеки и попечительства администрации <адрес> мер по охране жилья, закрепленного за сиротой, не принимали, в том числе и после смерти матери Е. в июле 1995 г., при заселении в квартиру заинтересованных лиц К..

В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с ДД.ММ.ГГГГ наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, в силу ст. 34 ГК РФ орган местного самоуправления являлся органом опеки и попечительства и на него была возложена обязанность по сохранению жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании нашло свое подтверждение, что орган опеки и попечительства ненадлежащим образом исполнил свои обязанности по сохранению закрепленной за Е. жилой площади. Так, суду не представлено сведений о том, что постановление администрации <адрес> о том, что квартира по адресу <адрес>, закреплена за сиротой, было передано в колхоз «Сибирский партизан». Не представлено сведений о том, что осуществлялся контроль со стороны органа опеки и попечительства за предоставлением указанной квартиры в пользование иным лицам, за ее сохранностью. Так, из пояснений заинтересованного лица К. следует, что только единственный раз их посетил работник органа опеки и попечительства в 2006 или 2007 г., тогда как проживали они в указанной квартире с 1995 года.

Свидетель М. суду пояснила, что она является специалистом органа опеки и попечительства администрации <адрес>. Каких-либо действий по сохранению закрепленного жилья за Е. не было предпринято. Данных о прописке Е. в указанной квартире с родителями на момент закрепления за ним жилого помещения не имеется, из всех документов, подтверждающих закрепление жилья имеется только постановление администрации 1994 г. об определении Е. в детский дом и о закреплении за ним квартиры. Официальных данных о том, что сведения о закреплении квартиры за сиротой дошли до правления колхоза «Сибирский партизан» не имеется. Каких-либо действий по контролю за закрепленной квартирой не проводилось, правоустанавливающих документов на квартиру, которые подтверждают право родителей Е. на квартиру или на проживание в ней, не было собрано при ее закреплении, известно было только, что родители Е. были прописаны в данной квартире с бабушкой и дедом Е. Председатели колхоза «Сибирский партизан» постоянно менялись и там было сложно что-либо найти касающееся квартиры. Обоснованным ли было закрепление данного жилого помещения за ребенком сейчас сложно сказать, т.к. при закреплении жилплощади право на данную квартиру родителей ребенка или самого ребенка никто не проверял, правоустанавливающих документов на квартиру не собирали.

В суде установлено, что квартира по адресу: <адрес>, являлась служебным жильем колхоза «Сибирский партизан», на техническом учете в БТИ не состояла и не состоит в настоящее время, несмотря на то, что передана в муниципальную собственность в 2009 г.

Специальное положение о жилищных правах детей, находящихся под опекой и попечительством, содержится в федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Подопечные дети, имевшие до передачи их под опеку (попечительство) право на жилое помещение, сохраняют его на весь период опеки (попечительства), пребывания в образовательном учреждении. В целях обеспечения указанной жилищной гарантии предусмотрено специальное правило о том, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), подлежат регистрационному учету как по месту жительства, так и по месту временного пребывания. Снятие детей-сирот с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Кроме того, при отсутствии ранее возникшего права на жилое помещение данная категория детей после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм, по договору социального найма в соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ.

Как установлено в судебном заседании Е. не имеет регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> – по месту закрепления за ним жилой площади. В настоящее время Е. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания по адресу: <адрес>, какого-либо иного жилья не имеет.

Суд считает, что на момент возвращения из образовательного учреждения Е. нельзя говорить о том, что за ним сохранена закрепленная квартира, т.к. в квартиру вселены на законном основании третьи лица К., зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу, К. родственниками Е. не являются, проживание которых в квартире препятствует вселению и проживанию Е. в жилом помещении. Кроме того, при закреплении за Е. указанной квартиры принадлежность квартиры его родителям, на момент лишения их родительских прав, наличие регистрации по месту жительства ребенка по данному адресу не проверялась. Таким образом, Е. следует считать не имеющим закрепленного за ним жилого помещения.

В силу ч.2 ст. <адрес> «О защите прав ребенка», ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением, размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

В суде установлено, что жилых помещений по договорам социального найма Е. администрация Абанского сельсовета не представляла, согласно справки зам главы администрации Абанского сельсовета от 22.03. 2011 г.

Также факт отсутствия какого-либо жилья у Е. подтверждается справкой начальника Абанского отделения филиала «ФГУП Ростехинвентаризация федеральное БТИ» по <адрес> по данным краевого архива до ДД.ММ.ГГГГ, о том, что зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества за Е., Е., П. не зарегистрировано.

Согласно Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ правообладателю Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. принадлежит только доля земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что у П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в управлении федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> отсутствуют.

Свидетельством о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается факт того, что Е. состоит на временном регистрационном учете по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Анализ изложенных доказательств позволяет суду придти к выводу о том, что Е. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, и который должен быть обеспечен жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, на содержании которого он находился.

Как следует из объяснений в судебном заседании Е. после возвращения его из училища после обучения, он обращался в отдел опеки и попечительства, в отдел социального обеспечения, ему нигде не могли помочь с получением жилья, т.к. постановлением администрации за ним было закреплено жилье, он нигде не мог прописаться, в закрепленное жилье его не прописывали, т.к. там проживали посторонние люди, другого жилья ему не давали, он вынужден снимать жилье для проживания, а прописала его временно С.

Как следует из показаний свидетеля С. в судебном заседании она знала ранее родителей Е., когда родителей лишили родительских прав жилье закрепляли за мальчиком, но затем после смерти матери Е. в квартиру заселили К., которые работали ранее в колхозе «Сибирский партизан», они уже давно живут в этой квартире. Когда Алексей вернулся после обучения, ему негде было жить, она временно прописала Е. по своему адресу по <адрес>.

Доводы представителя ответчика –администрации <адрес> П. о том, что возложение обеспечения указанных лиц жилой площадью на органы местного самоуправления недопустимо даже при условии последующего возмещения за счет бюджета субъекта Российской Федерации понесенных муниципальным образованием расходов, что органы местного самоуправления не имеют средств для приобретения жилья для указанной категории граждан, суд считает несоcтоятельными.

Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей ответственности подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных в указанном Определении законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

Вышеприведенным федеральным законодательством лицам из числа детей-сирот, не имеющим закрепленного жилого помещения, гарантированно предоставление жилого помещения во вне очередном порядке по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъекта Российской Федерации. Российское законодательство не связывает предоставление жилого помещения указанным лицам с наличием каких-либо иных обстоятельств, кроме правового статуса лица и его нуждаемости в жилье. Факт того, что Е. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в жилом помещении, сторонами не оспаривается.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, удовлетворить.

Признать Е. не имеющим закрепленного жилого помещения.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Е. благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение на территории муниципального образования по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья