признание права на досрочное назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Абан                                                                09 марта 2011 года

Абанский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., при секретаре Садовской О.А., с участием истца М., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес>, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

     М. обратился в суд с исковым заявлением о включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов его учебы в Абаканском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указывает, что данные периоды обучения в институте и службы в армии относятся к тому времени, когда было принято и действовало постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного вышеназванным постановлением предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Согласно трудовой книжке до поступления в пединститут он работал в должности музыкального руководителя в Абанском детском саду , а по окончании института был принят на работу учителем труда в Абанскую среднюю школу . Кроме того, считает, что подлежит зачету период военной службы по призыву, т.к. в соответствии с пп. «г» п.1 вышеназванного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривалось, что учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Он обратился ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как стаж педагогической работы составлял 25 лет. Ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в назначении пенсии, не включив указанные периоды работы в льготный стаж, мотивируя это тем, что Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , данные периоды не предусмотрены. В связи с изложенным просит признать за ним право на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, включить периоды его учебы в Абаканском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> С. (действует на основании доверенности) в судебном заседании исковые требования М. не признала, пояснив, что указанные истцом периоды не могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. в рамках действия постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ служба по призыву и учеба в педагогических учебных заведениях засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. На ДД.ММ.ГГГГ (дату прекращения действия Постановления ) заявителем не выработаны требуемые 2/3 стажа работы. Также полагает, что обучению истца в пединституте и службе в армии по призыву не предшествовала педагогическая деятельность, т.к. должность «музыкальный руководитель» не была предусмотрена в период, когда истец работал в данной должности ни одним из постановлений (, , ), поэтому нельзя считать, что учебе и службе в армии предшествовала педагогическая деятельность. Кроме того, считает, что служба в армии засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Считает, что на момент обращения истца за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ его педагогический стаж составлял 20 лет 01 мес. 25 дней (с учетом 11 мес. 22 дня – стаж в должности музыкального руководителя и 19 лет 02 мес. 03 дня – стаж работы в должности учителя – обе должности предусмотрены постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, данное постановление не позволяет включить в стаж период обучения и прохождения службы в армии), тогда как требуемый стаж для назначения досрочной пенсии должен составлять не менее 25 лет.

Суд, заслушав истца М., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в <адрес> С., исследовав материалы дела, считает исковые требования М. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пп.19 п.1 статьей 27 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 19 п.1 названной нормы закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Согласно пп. «г» п.1, п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения" (вместе с "Порядком зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях") (утв. Приказом Минпроса СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 94), действовавших в период обучения в высшем учебном заседании и службы истца в армии, в стаж работы по специальности учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы:

- время службы в Вооруженных Силах СССР

- время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях.

Указанные периоды времени засчитываются в стаж педагогической работы как в отдельности, так и в совокупности (при условии, если эти периоды непосредственно следовали один за другим, а всем им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая деятельность).

Пунктом 4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено условие, согласно которого время обучения и службы засчитываются в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР не применяется.

          Постановлением Конституционного суда России -П от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что если в период времени работы человек имел право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, возможно применение старого законодательства.

       Как установлено в судебном заседании, в период работы истца в должности музыкального руководителя детского сада <адрес>, в период его обучения в Абаканском педагогическом институте и службы в рядах Советской Армии действовало постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которого в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, могли включаться периоды работы в должности «музыкального работника», периоды обучения в педагогических учебных заведениях, службы в Вооруженных Силах СССР и до принятия Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ это засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

      Утверждение представителя ответчика о том, что должность «музыкальный руководитель» детского сада не предусмотрена Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ безосновательно. Как следует из Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ -И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в соответствии с п. 2.6 указанного письма «в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных п. 4 подраздела 1 раздела 1 Перечня, пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначаются как руководителям-воспитателям и воспитателям (в соответствии с разъяснением Госкомтруда от ДД.ММ.ГГГГ , инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ).

       В п. 4 подраздела 1 раздела 1 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет указаны руководители-воспитатели, воспитатели детских садов.

       В соответствии с разъяснениями Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ ) Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы разъясняет: По перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: Раздел 1. Учителя и другие работники просвещения. 1. Учебные заведения и детские учреждения. В детских садах и объединенных яслях-садах; педагогам-воспитателям, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) – как руководителям-воспитателям и воспитателям.

       Таким образом, в суде нашло подтверждение, что поступлению истца в Абаканский педагогический институт непосредственно предшествовала педагогическая деятельность.

       Согласно записи в трудовой книжке истца, работа в должности музыкального руководителя детского сада <адрес> предшествовала периоду его обучения в Абаканском государственном педагогическом институте, также согласно записи в трудовой книжке непосредственно за периодом обучения следовала педагогическая деятельность в качестве учителя труда Абанской средней школы . Факт обучения в институте и период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по 06.07. 1991 г. подтверждается записью в трудовой книжке и копией диплома, представленными в суд.

        В период обучения истца в педагогическом институте он был призван в ряды Советской Армии и проходил службу в Вооруженных Силах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно записям в военном билете, в трудовой книжке истца), затем продолжил обучение в педагогическом институте.

       Период службы истца в Советской Армии следовал в период обучения его в педагогическом институте, непосредственно за службой в армии истец продолжил обучение в институте, а непосредственно за обучением следовала педагогическая деятельность в школе в качестве учителя. Таким образом, периоду обучения в институте и периоду службы в Советской Армии, взятым в совокупности, непосредственно предшествовала и непосредственно за этим периодом следовала педагогическая деятельность. Поэтому периоды обучения истца в педагогическом учебном заведении и службы в армии должны быть зачтены в стаж педагогической работы.

     Согласно п.4 Положения, утвержденного вышеуказанным Постановлением время работы, указанной в п. 2 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

     Как установлено в судебном заседании на момент обращения за назначением пенсии на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж истца (без учета спорных периодов) составлял 20 лет 01 месяц 25 дней, что составляло не менее 2/3 требуемого стажа 25 лет.

     С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, тот факт, что постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу, не является основанием для отказа истцу зачета в его педагогический стаж указанных им периодов, т.к. обучение истца в Абаканском государственном педагогическом институте и служба в рядах Советской Армии имели место до 1993 г. и по действовавшему на тот период законодательству подлежали зачету в педагогический стаж.

     Утверждение представителя УПФР в <адрес> о том, что согласно разъяснению Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ в тех случаях, когда на день отмены соответствующего закона или соответствующего нормативного правового акта (имеется ввиду отмена с ДД.ММ.ГГГГ Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ ) гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа или специального трудового стажа, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочно назначаемой, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

       Положения ч.2 статьи 6, ч. 4 статьи 15, ч.1 статьи 17, ст.ст. 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями будет реализовано.

        Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В спорные периоды, указанные истцом, действовало Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которого в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, включалось время обучения в высшем учебном заведении и службы в Вооруженных Силах СССР.

       Суд не принимает во внимание утверждение представителя ответчика, что в соответствии с действующим законодательством служба в армии засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. На момент осуществления истцом службы в Советской Армии действовавшее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

      Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости включения в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды обучения истца в Абаканском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 08 мес. 15 дн.), период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 мес.)

      Указанные периоды всего составляют 05 лет 07 мес. 15 дней специального стажа. На момент обращения истца за назначением пенсии, ГУ УПРФ в <адрес> не оспаривал период специального стажа М. в размере 20 лет 01 месяц 25 дней. С учетом установленного в судебном заседании периода, педагогический стаж М. составляет на момент обращения за назначением пенсии 25 лет 09 месяцев 10 дней, при требуемом стаже для досрочного назначения трудовой пенсии 25 лет.

      В суде также установлено, что М. обратился с заявлением в ГУ УПФРФ о назначении трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 19 ч. 1, 2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

     В соответствии с вышеизложенным, исковые требования М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

      В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Размер судебных издержек подтвержден имеющейся в деле квитанцией об уплате госпошлины на сумму 200 рублей.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

     Исковые требования М. удовлетворить.

     Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости М. периодов учебы в Абаканском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

      Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес>, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости М. периоды его учебы в Абаканском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

      Признать за М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

     Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес>, в пользу М. судебные расходы в размере 200 рублей.

     Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом.

Судья Абанского районного суда                                                       Е.В.Черенкова