Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Абан 15 июля 2011 года
Абанский районный суд, Красноярского края, в составе председательствующего судьи Кизиловой Н.В.,
с участием представителя заявителя – помощника прокурора Абанского района Дубро В.И., представителей заинтересованного лица Управления образования администрации Абанского района – ФИО4, ФИО5, представителя заинтересованного лица МКОУ «Туровская ООШ» - ФИО2,
при секретаре Захаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О ликвидации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа» недействительным с момента его вынесения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О ликвидации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа» недействительным с момента его вынесения. В обоснование заявления указал, что МКОУ «Туровская ООШ» является муниципальным образовательным учреждением, расположенным в сельской местности, поэтому на порядок принятия решения о его ликвидации распространяется действие ч.2 ст.13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», согласно которой принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. Комиссия по предварительной экспертной оценке последствий принятия решения о ликвидации МКОУ «Туровская ООШ» не создавалась, положение об этой комиссии учредителем не разрабатывалось. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проведен сход граждан данного населенного пункта на котором принято решение дать согласие на закрытие школы. Однако, согласно выписке из протокола схода граждан <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на сходе присутствовали 60 человек, при том, что общая численность населения села составляет 285 человек. Следовательно, решение о согласии на ликвидацию школы было принято на сходе жителей, на котором присутствовало лишь 21% жителей от общего числа населения. Полагает, что данное постановление нарушает право граждан на образование, а так же на выражение своего мнения при принятии решения о ликвидации сельского общеобразовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. заявление поддержала по тем же основаниям и просила его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес> будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Причина неявки суду не известна.
Представители заинтересованного лица Управления образования администрации <адрес> – ФИО4, ФИО5, заявленные требования признали в полном объеме. Пояснили, что, что в настоящее время для получения лицензии на осуществление образовательной деятельностью, а также на выполнение предписаний Роспотребнадзора потребуется около 5 млн. рублей.
Представитель заинтересованного лица МКОУ «Туровская ООШ» ФИО2, заявленные требования признала в полном объеме. Пояснила, что действительно нарушения, указанные в заявлении имели место, в частности при принятии решения о ликвидации школы отсутствовало экспертное заключение последствий принятия решения о ликвидации.
Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованных лиц, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) к вопросам местного значении муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.31 Закона РФ «Об образовании» №от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесены создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии со ст.34 Закона РФ порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений устанавливается органом местного самоуправления.
Пп.6 п.10 ст.35 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, к которым в соответствии с ч.2 ст.120 Гражданского Кодекса РФ относятся муниципальные образовательные учреждения.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа» принято решение о ликвидации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного ответа главы администрации <адрес> ФИО6 №-п от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что экспертное заключение по оценке последствий принятия решения о ликвидации МКОУ «Туровская основная общеобразовательная школа» находится в стадии разработки.
Согласно п.1.3 Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа, принятого общим собранием трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем школы является администрация <адрес>.
П.2 ст.13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Как следует из постановления главы администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе образована комиссия при создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в состав которой включены первый заместитель главы администрации <адрес>, начальник отдела социально-экономического развития администрации <адрес>, специалист-юрист и члены комиссии: руководитель финансового управления администрации <адрес> и руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>.
В нарушение вышеуказанных требований нормативных актов решение о ликвидации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа в срок до ДД.ММ.ГГГГ принято без надлежащей предварительной экспертной оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей.
Указанное обстоятельство сторонами в суде не оспаривалось.
В соответствии с п.5 ст.34 Закона РФ «Об образовании» ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
Как следует из материалов дела, учет общественного мнения о последствиях ликвидации Тровской основной общеобразовательной школы осуществлялся ДД.ММ.ГГГГ, при этом присутствовало, только 60 человек, тогда как в <адрес> проживают 285 граждан. Кроме того, в данном образовательном учреждении обучаются дети из д.Сенное Туровского сельсовета, численность жителей которой на ДД.ММ.ГГГГ составляет 60 человек.
При этом, нормативный правовой акт, который бы регулировал порядок ликвидации МКОУ «Туровская основная общеобразовательная школа», отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление о ликвидации МКОУ «Туровская основная общеобразовательная школа» принято в нарушение федерального законодательства, а именно в отсутствие предварительной экспертной оценки, в отсутствии нормативно–правового акта регулирующего порядок ликвидации муниципального учреждения. Вследствие чего постановление нарушает права граждан на образование, на выражение своего мнения при принятии решения о ликвидации общеобразовательного учреждения.
Учитывая все изложенные нарушения, допущенные при вынесении постановления администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа», данное постановление не соответствует федеральному законодательству и иным правовым актам и подлежит признанию недействительным с момента вынесения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О ликвидации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа» удовлетворить.
Признать постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О ликвидации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Туровская основная общеобразовательная школа» недействительным с момента его вынесения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья