о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Абан                                                                18 октября 2011 года

      Абанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., при секретаре Садовской О.А., с участием истца Арискина В.Ф., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Абанском районе Красноярского края Сидоренко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арискина Виктора Федоровича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Абанском районе, Красноярского края, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

     Арискин В.Ф. обратился в суд с исковым заявлением о включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности руководителя СЮН, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности председателя Петропавловского сельского совета народных депутатов. В судебном заседании дополнил исковые требования, просил включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказался от исковых требований о включении в льготный стаж периода работы руководителем СЮН, работы в должности председателя Петропавловского сельсовета народных депутатов. В дополнительном заявлении в обоснование иска указывает, что период службы в армии относится к тому времени, когда было принято и действовало постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного вышеназванным постановлением предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время службы в Советской Армии. Согласно трудовой книжке до призыва в ряды Советской Армии он работал учителем пения в Березовской средней школе, после службы в армии был принят на работу в Абанскую среднюю школу учителем пения. Считает, что подлежит зачету период военной службы по призыву, т.к. в соответствии с пп. «г» п.1 вышеназванного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривалось, что учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Он обратился ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как стаж педагогической работы составлял 25 лет. Ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в назначении пенсии, не включив указанный период работы в льготный стаж. В связи с изложенным просит признать за ним право на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, включить период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Сидоренко Н.А. (действует на основании доверенности) в судебном заседании исковые требования Арискина В.Ф. не признала, пояснив, что указанный истцом период не может быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. в рамках действия постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ служба по призыву засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. На ДД.ММ.ГГГГ (дату прекращения действия Постановления ) заявителем не выработаны требуемые 2/3 стажа работы. Кроме того, считает, что служба в армии засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Считает, что на момент обращения истца за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ его педагогический стаж составлял 23 года 04 мес. 21 дн., тогда как требуемый стаж для назначения досрочной пенсии должен составлять не менее 25 лет.

Суд, заслушав истца Арискина В.Ф., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в <адрес> Сидоренко Н.А., исследовав материалы дела, считает исковые требования Арискина В.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пп.19 п.1 статьей 27 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 19 п.1 названной нормы закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Согласно пп. «г» п.1, п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения" (вместе с "Порядком зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях") (утв. Приказом Минпроса СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 94), действовавших в период службы истца в армии, в стаж работы по специальности учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы:

- время службы в Вооруженных Силах СССР

- время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях.

Указанные периоды времени засчитываются в стаж педагогической работы как в отдельности, так и в совокупности (при условии, если эти периоды непосредственно следовали один за другим, а всем им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая деятельность).

Пунктом 4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено условие, согласно которого время обучения и службы засчитываются в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР не применяется.

          Постановлением Конституционного суда России -П от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что если в период времени работы человек имел право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, возможно применение старого законодательства.

       Как установлено в судебном заседании, в период службы истца в рядах Советской Армии действовало постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которого в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, могли включаться периоды службы в Вооруженных Силах СССР и до принятия Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ это засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

       В суде нашло подтверждение, что призыву истца в ряды Советской Армии непосредственно предшествовала и непосредственно за этим периодом следовала педагогическая деятельность. Согласно записи в трудовой книжке истца, работа в должности учителя пения в Березовской средней школе предшествовала призыву в ряды Советской Армии ДД.ММ.ГГГГ Истец проходил службу в Вооруженных Силах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно записи в в трудовой книжке истца), затем продолжил работу учителем пения в Абанской средней школе .

        Таким образом, периоду службы в Советской Армии непосредственно предшествовала и непосредственно за этим периодом следовала педагогическая деятельность. Поэтому период службы в армии подлежит зачету в стаж педагогической работы.

     Согласно п.4 Положения, утвержденного вышеуказанным Постановлением время работы, указанной в п. 2 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

     Как установлено в судебном заседании на момент обращения за назначением пенсии на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж истца (без учета спорного периодов) составлял 23 года 04 месяца 21 дн., что составляло не менее 2/3 требуемого стажа 25 лет.

     С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, тот факт, что постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу, не является основанием для отказа истцу зачета в его педагогический стаж указанного им периода, т.к. служба в рядах Советской Армии имела место до 1993 г. и по действовавшему на тот период законодательству подлежала зачету в педагогический стаж.

     Утверждение представителя УПФР в <адрес> о том, что согласно разъяснению Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ в тех случаях, когда на день отмены соответствующего закона или соответствующего нормативного правового акта (имеется ввиду отмена с ДД.ММ.ГГГГ Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ ) гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа или специального трудового стажа, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочно назначаемой, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

       Положения ч.2 статьи 6, ч. 4 статьи 15, ч.1 статьи 17, ст.ст. 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями будет реализовано.

        Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В спорный период, указанный истцом, действовало Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которого в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, включалось время службы в Вооруженных Силах СССР.

       Суд не принимает во внимание утверждение представителя ответчика, что в соответствии с действующим законодательством служба в армии засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. На момент осуществления истцом службы в Советской Армии действовавшее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

      Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости включения в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 00 мес. 11 дн.)

      Указанный период составляет 02 года 11 дн. специального стажа. На момент обращения истца за назначением пенсии, ГУ УПРФ в <адрес> не оспаривал период специального стажа Арискина В.Ф. в размере 23 года 04 мес. 21 дн., согласно представленного ответчиком в судебное заседание расчета специального стажа. С учетом установленного в судебном заседании периода, педагогический стаж Арискина В.Ф. составляет на момент обращения за назначением пенсии 25 лет 05 месяцев 02 дн., при требуемом стаже для досрочного назначения трудовой пенсии 25 лет.

      В суде также установлено, что Арискин В.Ф. обратился с заявлением в ГУ УПФРФ о назначении трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 19 ч. 1, 2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

     В соответствии с вышеизложенным, исковые требования Арискина В.Ф. подлежат удовлетворению в полном объеме.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

     Исковые требования Арискина Виктора Федоровича удовлетворить.

     Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Абанском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Арискину В.Ф. периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

      Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Абанском районе, Красноярского края, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Арискину Виктору Федоровичу, период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

      Признать за Арискиным Виктором Федоровичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

     Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом.

Судья Абанского районного суда                                                       Е.В.Черенкова