РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
п. Абан 01 июня 2011 года
Судья Абанского районного суда <адрес> Черенкова Е.В.,с участием помощника прокурора <адрес> Дубро В.И., лица, в чьих интересах заявлен иск, Г., представителя ответчика - администрации <адрес> П., при секретаре Садовской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Г., Г., Г. к администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Г., Г., Г. к администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес>, в котором просил обязать Министерство образования и науки <адрес> предоставить администрации <адрес> денежные средства из краевого бюджета для приобретения указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, размером не ниже установленных социальных норм в <адрес>, обязать администрацию <адрес> после поступления средств из краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования жилое помещение размером не ниже установленных социальных норм в <адрес> и предоставить его Г., Д.Е., Ю.Е. Впоследствии исковые требования были изменены, прокурор просил возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить по договору социального найма указанным лицам благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение на территории в <адрес>, размером не ниже установленных социальных норм. Иск прокурор мотивирует тем, что в прокуратуру <адрес> обратился Г. Александ,15.01.1992 года рождения, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о принятии мер к защите его жилищных прав. Родители Г. – Г., Г. решением Абанского районного суда были лишены родительских прав в отношении троих детей Г. Александра, Дмитрия и Юлии, дети в 2005 г. были направлены в государственные учреждения для детей-сирот. Закрепленного за ними жилого помещения Г. не имеют.
Г. Александр ДД.ММ.ГГГГ окончил КГБОУ НПО «Профессиональное училище №», проживает в д. Плахино, <адрес>, Г. Дмитрий обучается в КГБОУ «Профессиональное училище №», Г. Юлия является воспитанницей Партизанского детского дома. В настоящее время жилым помещением Григорьевны, являющиеся лицами из числа детей-сирот, не обеспечены.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании лицо, в чьих интересах заявлен иск, Г. просил требования удовлетворить в полном объеме, пояснил, что он, после того, как его родителей лишили родительских прав находился в детском доме в <адрес>, после этого обучался в Профессиональном училище №, окончил его в июне 2010 г., приехал в <адрес>, его поставили на очередь на получение жилья в администрации <адрес>, до сих пор жильем не обеспечили. Жить ему негде, он временно проживает у своего двоюродного брата в д. Плахино, а прописан до настоящего времени по адресу, где находился детский дом в <адрес> «А». Он обратился к прокурору с заявлением об обращении в суд для защиты его интересов.
Представитель ответчика - администрации <адрес> - П., в судебном заседании исковые требования в части возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить Г. на условиях договора социального найма жилое помещение, размером не ниже установленных социальных норм в <адрес>, не признала, пояснила, что администрация свободного жилья для предоставления Г. не имеет, а также не имеет возможности за счет собственных средств приобрести жилье для Г., считает, что данное жилье должно приобретаться за счет средств Краевого бюджета, возложение обеспечения указанных лиц жилой площадью на органы местного самоуправления недопустимо даже при условии последующего возмещения за счет бюджета субъекта Российской Федерации понесенных муниципальным образованием расходов, в настоящее время органы местного самоуправления не имеют средств для приобретения жилья для указанной категории граждан.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Лицо, в чьих интересах заявлен прокурором иск, Г., будучи надлежаще извещенным о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о том, что исковые требования прокурора, заявленные в его интересах, поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Г. -лица, в чьих интересах заявлен прокурором иск, директор Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Партизанский детский дом», где на полном государственном обеспечении находится Г. Юлия, извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в направленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает.
Заслушав мнение помощника прокурора <адрес> Дубро В.И., Г., представителя ответчика - администрации <адрес> П., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
Ст.40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жилище.
Статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.17 <адрес> «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
В соответствии с п.п.2,3,4 Указа Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", жилое помещение приобретается однократно детям-сиротам, постоянно проживающим на территории <адрес> и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по представлению жилья в соответствии с порядком учета детей-сирот.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4225 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка".
В силу п. 2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя:
а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения";
в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Муниципальное образование <адрес> входит в указанный перечень.
На основании ст. 1 вышеуказанного Закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Приобретаемое жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.
Площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Г. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом серии 0404 951325, выданным ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Г. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом серии 0407 433344, выданным ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении серии 1-БА №. В свидетельстве о рождении Г., Г., Г. в графе «Родители» указаны отец – Г., мать – Г..
Факт того, что Г. остались без родительского попечения подтверждается решением Абанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав Г., Г. в отношении детей Г. Александра, Г. Дмитрия, Г. Юлии.
Таким образом Г. Александр, Г. Дмитрий, Г. Юлия являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч.2 ст. <адрес> «О защите прав ребенка», ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением, размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
В суде установлено, что жилых помещений по договорам социального найма Г., Д.Е., Ю.Е. администрация Почетского сельсовета указанным лицам по договорам социального найма не предоставляла, согласно справок главы Почетского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Также факт отсутствия какого-либо жилья у Г. подтверждается справкой начальника Абанского отделения филиала «ФГУП Ростехинвентаризация федеральное БТИ» по <адрес> о том, что зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества за Г., Г., Г., Г., Г. не зарегистрировано.
Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что у Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно паспортов Г., Г. они зарегистрирован по месту жительства в <адрес> «А» – юридический адрес КГБОУ «Абанский детский дом», где они находились до поступления на учебу в профессиональное училище, другой регистрации по месту жительства не имеют.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ семье Г. был передан в совместную собственность жилой дом в <адрес> по договору 2401 на приватизацию. Однако согласно сообщения администрации Почетского сельсовета и начальника ОГПН по <адрес> указанный жилой дом по адресу: <адрес> «А», <адрес>, сгорел ДД.ММ.ГГГГ
Анализ изложенных доказательств позволяет суду придти к выводу о том, что Г. относятся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, и которые должны быть обеспечены жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, на содержании которого они находятся.
Доводы представителя ответчика –администрации <адрес> П. о том, что возложение обеспечения указанных лиц жилой площадью на органы местного самоуправления недопустимо даже при условии последующего возмещения за счет бюджета субъекта Российской Федерации понесенных муниципальным образованием расходов, что органы местного самоуправления не имеют средств для приобретения жилья для указанной категории граждан, суд считает несоcтоятельными.
Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей ответственности подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных в указанном Определении законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Вышеприведенным федеральным законодательством лицам из числа детей-сирот, не имеющим закрепленного жилого помещения, гарантированно предоставление жилого помещения во вне очередном порядке по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъекта Российской Федерации. Российское законодательство не связывает предоставление жилого помещения указанным лицам с наличием каких-либо иных обстоятельств, кроме правового статуса лица и его нуждаемости в жилье. Факт того, что Г. относятся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждаются в жилом помещении, сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> обеспечить Г., Г., Г. благоустроенным применительно к условиям <адрес> жилым помещением на территории муниципального образования по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья