Решение об обязании МО организовать и обезвредить `Гронозан`.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    п. Абан                 02 февраля 2012 года

Абанский районный суд, Красноярского края, в составе председательствующего судьи Кизиловой Н.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> Дубро В.И., представителя ответчика администрации <адрес> Павленко А.В.,

при секретаре Волковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заозерновского сельсовета <адрес>, администрации <адрес> об исполнении законодательства в сфере окружающей среды и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Заозерновского сельсовета <адрес>, администрации <адрес> об исполнении законодательства в сфере окружающей среды и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит суд обязать администрацию Заозерновского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать обезвреживание и утилизацию 32 емкостей с пестицидом «Гранозан», хранящихся на территории поселения, и организовать обезвреживание загрязненной площадки - склада, расположенного в границах <адрес> в 200м от территории ООО «Луч-1». В обоснование искового заявления указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в муниципальном образовании Заозерновский сельсовет, в ходе которой установлено, что на территории Заозерновского сельсовета <адрес> в 200м от территории общества с ограниченной ответственностью «Луч-1», при въезде в <адрес> расположен кирпичный склад, ранее принадлежавший колхозу «Сибирский Партизан», в левом внутреннем помещении склада, в которое имеется свободный доступ, на бетонном полу имеется вещество фиолетового цвета с резким химическим запахом, которое смешано с бытовым мусором, а также 2 емкости с разрушенной структурой, в одной из которых также имеется указанное вещество. Также в складе имеется 32 емкости с аналогичным веществом. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Красноярский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» образец (проба) , отобранный в обследованном кирпичном складе, идентифицирован как пестицид «Гранозан» с действующим веществом «Этил меркур хлор ид» -1 (чрезвычайно опасные) класса опасности, запрещен к применению на территории Российской Федерации.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. уточнила исковые требования и просила возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> и администрацию Заозерновского сельсовета организовать обезвреживание и утилизацию 32 емкостей с пестицидом «Гранозан», хранящихся на территории поселения, и организовать обезвреживание загрязненной площадки - склада, расположенного в границах <адрес> в 200м от территории ООО «Луч-1». В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - глава Заозерновского сельсовета Зайцев Б.Л., будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела в суд не явился. В представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что исковые требования прокурора признал в полном объеме и подтвердил факт нахождения на территории <адрес> емкостей с пестицидом «Гранозан».

Представитель ответчика администрации <адрес> Павленко А.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, просила предоставить срок до января 2013 года, поскольку в бюджете на 2012 год средств на указанные цели не имеется.

Суд, выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Ст.42 Конституции РФ гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

    <адрес> в ходе проверки установлено, что на территории Заозерновского сельсовета <адрес> в 200 метрах от ООО «Луч-1» находится полуразрушенный кирпичный склад длиной 11 м шириной 4 м, где обнаружены непригодные к применению пестициды, которые смешаны с бытовым мусором, а также 2 емкости с разрушенной структурой, в одной из которых также имеется указанное вещество и 32 емкости с аналогичным веществом. Обезличенные пестициды, обнаруженные в складе, хранятся беспорядочно, среди них установлен ртутьсодержащий пестицид «Гранозан» который содержится в железных барабанах, разрушенных под воздействием коррозии. Кирпичное здание склада полуразрушено, крыша и двери отсутствуют, оконные проемы открыты. Охрана пестицидов не осуществляется. К ним имеется свободный доступ людей, животных, атмосферных осадков. Вблизи склада наблюдается едкий, характерный для пестицидов запах.

Указанные обстоятельства подтверждены также заключением Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам мониторинга места хранения запрещенных к применению пестицидов, из которого видно, что в ходе проведения мониторинга установлено наличие непригодных пестицидов в складе, не обеспечивающем их безопасное хранение; пестициды, обнаруженные в полуразрушенном складе в <адрес>, подлежат утилизации как запрещенные к применению по назначению в связи с выявленным негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека; актом проверки химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ, которыми были установлены те же обстоятельства хранения обезличенных пестицидов, фототаблицей к акту.

Согласно ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-83 «Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартам от ДД.ММ.ГГГГ , пестицид «Гранозан» относится к первому классу опасности химических веществ - вещества высокоопасные, запрещенные к применению на территории РФ, как обладающие высокой токсичностью, персистентностью (т.е. неизменностью), активной миграционной способностью в окружающей среде и стойкостью к разложению в почве.

Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами, в целях охраны здоровья людей и окружающей среды установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Согласно ст.22 названного закона безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Ст.24 Закона установлено, что обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Безопасность пестицидов как опасных химических веществ для здоровья людей и окружающей природной среды обеспечивается посредством установления и соблюдения требований к их хранению и утилизации в случае непригодности к использованию по назначению.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы» (далее СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10). Согласно п.22.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению подлежат обезвреживанию, утилизации и уничтожению. К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами. П.22.5 установлено, что пестициды, содержащие ртуть, синильную кислоту, а также мышьяксодержащие пестициды, не подлежат обезвреживанию в местах их хранения и должны быть сданы для их утилизации (переработки) или уничтожения в специализированные организации или изготовителю.

Из совокупности приведенных норм и требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 суд пришел к выводу о правомерности требований прокурора <адрес> об утилизации обнаруженных обезличенных пестицидов, поскольку среди обнаруженных, имеется ртутьсодержащий «Гранозан», вследствие чего обнаруженные обезличенные пестициды должны быть сданы для их утилизации или уничтожения в специализированные организации.

Установлено в судебном разбирательстве, что с 2010г. не принимается никаких мер по организации утилизации обезличенных, непригодных к применению пестицидов для того, чтобы полностью исключить их способность к циркуляции в окружающей среде, дальнейшее накопление токсикантов в почве, возможность контакта с ними населения.

По приведенным выше нормам такая обязанность должна быть возложена на владельца обнаруженных пестицидов.

В судебном заседании установлено, что при проведении мониторинга собственник склада и обезличенных пестицидов не был установлен.

Согласно исторической справке конкурсного управляющего СПК «Надежда» Иванова СВ., СПК «Надежда» до ДД.ММ.ГГГГ предприятие называлось колхоз «Сибирский Партизан». После ДД.ММ.ГГГГ колхоз был переименован в Сельскохозяйственный кооператив «Сибирский» с ДД.ММ.ГГГГ СПК «Сибирский» был переименован в СПК «Надежда», который прекратил свое существование после признания кооператива банкротом на основании решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что так же подтверждается свидетельством о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ , свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ , в связи с чем возложить обязанности по утилизации обезличенных пестицидов на данную организацию невозможно.

Суд признал основанными на законе доводы прокурора о том, что в отсутствие собственника пестицидов, обязанность по их утилизации должна быть возложена на администрацию муниципального района.

Установленные судом обстоятельства ненадлежащего хранения на территории поселения, не имеющих собственника обезличенных пестицидов, непригодных к применению, высокоопасных веществ, запрещенных к применению на территории РФ, обладающих высокой токсичностью, персистентностью (т.е. неизменностью), активной миграционной способностью в окружающей среде, стойкостью к разложению в почве, создают реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования и наступления негативных последствий, таких как причинение ущерба окружающей среде в результате ее загрязнения опасными химическими веществами путем загрязнения почвы, воздуха, воды, вреда жизни и здоровью людей, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Поэтому разрешение вопроса об их утилизации является важной мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Организация местного самоуправления, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на территории района, сельского поселения предполагает надлежащее решение, исходя из интересов населения, органами местного самоуправления вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством, к которым отнесены:

    -    участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.п.8п.1 ст. 14);

    -    участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориимуниципального района (п.п.7 п.1 ст. 15);

    -    организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пп.14 п.1 ст. 15).

К вопросам местного значения поселения указанным выше законом отнесено, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 14).

Предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.1 и 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

-организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

-организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Данным нормам корреспондируют положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статьей 13 указанного Закона установлено, что организация деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и ядохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст.8 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами, их утилизацию на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Совокупность приведенных норм устанавливает обязанность администрации района, как органа местного самоуправления, к компетенции которого отнесены вопросы по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организовать комплекс мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечение организации утилизации непригодных, запрещенных к применению на территории РФ пестицидов, чего до настоящего времени произведено не было.

Таким образом, представленные прокурором <адрес> доказательства и пояснения представителей администрации Заозерновского сельсовета, администрации <адрес>, позволяют суду сделать вывод о том, что нахождение указанных пестицидов на территории администрации Заозерновского сельсовета <адрес>, может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований прокурора района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Заозерновского сельсовета <адрес> и администрации <адрес>.

Обязать администрацию Заозерновского сельсовета <адрес> и администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать обезвреживание и утилизацию 32 емкостей с пестицидом «Гранозан», хранящихся на территории поселения и организовать обезвреживание загрязненной площадки - склада, расположенного в границах <адрес> в 200м от территории ООО «Луч-1».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 07 февраля 2012 года.

Судья