РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2012г. Абанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,
с участием помощника прокурора Абанского района Дубро В.И.,
при секретаре Арискиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Абан Красноярского края гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, З. к <адрес> о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах З. с иском к <адрес> о возложении обязанности обеспечить З. благоустроенным применительно к условиям <адрес> жилым помещением на территории муниципального образования по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм в <адрес> Красноярского края.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру <адрес> обратилась З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о принятии мер к защите ее жилищных прав. Ее мать – З. умерла ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о ее рождении сведения об отце записаны со слов матери. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над З. была установлена опека. Закрепленного за ней жилого помещения З. не имеет, на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не состоит, поскольку достигла возраста 23 лет, документы для постановки З. на учет органом опеки и попечительства <адрес> в Министерство образования и науки своевременно направлены не были. ДД.ММ.ГГГГ З. окончила Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Канский профессиональный лицей №».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнила, что З. внесена в список нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья в 2003г., поэтому полагает, что орган опеки и попечительства должен был собрать необходимый пакет документов и обратиться в интересах З. в Министерство образования и науки Красноярского края с целью обеспечения З. жильем. Настаивает, что именно <адрес> является надлежащим ответчиком по делу, поскольку является административно-распорядительным органом согласно Уставу.
Лицо, в чьих интересах заявлен иск – З. суду пояснила, что в несовершеннолетнем возрасте она была поставлена на учет в Абанском сельсовете для получения жилья. В 2007г. ей продиктовали текст расписки, которую она написала и не пояснили, что она сама должна собирать документы. В 2009г. она обращалась в орган опеки и попечительства <адрес> с требованием о предоставлении жилья, Губернатору Красноярского края, т.к. ей стало известно, что дети-сироты ее возраста стали получать жилье, но ей пояснили, что до достижения 23 лет остался один год и нет смысла собирать документы и отказали в помощи. На протяжении этого времени она вынуждена снимать жилье, у нее двое малолетних детей, свое жилье отсутствует. Считает иск прокурора обоснованно заявленным к <адрес> и подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика - <адрес> – по доверенности юрисконсульт <адрес> М. в судебном заседании исковые требования в части возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить З. на условиях договора социального найма жилое помещение размером не ниже установленных социальных норм в <адрес> Красноярского края не признала, поскольку на момент подачи искового заявления З. достигла 25 лет, на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не состоит, ранее была ознакомлена с порядком учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения. Считает. <адрес> надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края - по доверенности главный специалист юридического отдела Министерства Г. извещен о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что считает надлежащим ответчиком <адрес> Красноярского края в лице <адрес> как муниципальное образование. Полагает требования прокурора <адрес> не подлежащими удовлетворению, поскольку З. в установленном законом порядке не состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающейся в жилом помещении и не может быть поставлена, т.к. достигла 25-летнего возраста. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Дубро В.И., З., представителя ответчика - администрации <адрес> М., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жилище.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 указанного ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях (ст. 5 указанного ФЗ).
Пункт 2 ст.17 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав ребенка" устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п. 2 Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Ст. 1 Закона Красноярского края N 9-4225 от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка".
В силу п. 2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения"; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст.2 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий, осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения".
Указанным уполномоченным органом исполнительной власти является Министерство образования и науки Красноярского края согласно Положению о Министерстве образования и науки Красноярского края (Постановление Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 42-п (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников Министерства образования и науки Красноярского края").
В судебном заседании установлено, что З. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом серии 0409 204780, выданным ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Матерью З. является З., сведения об отце указаны со слов матери, что подтверждается свидетельством о рождении, справкой о рождении.
Факт того, что З. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, подтверждается свидетельством о смерти серии I-БА № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому З. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Согласно копии постановления <адрес> Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ, З. назначен попечитель Х.
ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление отменено в связи с тем, что несовершеннолетняя З. уезжает на постоянное место жительства в <адрес>, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней З. вновь назначена попечителем Х., что подтверждается копиями постановлений.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение по договору социального найма З. и З. не предоставлялось, что подтверждается справками Абанского и Долгомостовского сельсоветов № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
Мать З. – З. была зарегистрирована в д.<адрес>, что следует из адресной справки от ДД.ММ.ГГГГи сведений Администрации Заозерновского сельсовета.
Бабушка З., являющаяся ее попечителем, проживает в д.<адрес>. Указанный дом не является объектом муниципальной собственности, правоустанавливающие документы на дом отсутствуют, что подтверждается выпиской из финансового счета, справкой, представленными Администрацией Заозерновского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ, сведениями БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно копии диплома, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ З. обучалась в КГОУ НПО «Канский профессиональный лицей №».
Факт отсутствия какого-либо жилья у З. подтверждается справками № от ДД.ММ.ГГГГ Абанского производственного участка Канского отделения «ФГУП Ростехинвентаризация федеральное БТИ» по Красноярскому краю о том, что зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества за З., З. и Х. не зарегистрировано, что также подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
Как следует из справки отдела адресно-справочной работы ОУФМС России по Красноярскому краю в <адрес>, З. зарегистрирована по <адрес>1 в <адрес>.
Согласно копии договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 19.98.1994г. квартира по <адрес>1 в <адрес> принадлежит на праве совместной собственности С., С., Ч., Ч., С.
По сведениям, представленным Администрацией Абанского сельсовета, З. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди на внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Абанском сельсовете по<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ З. обратилась в Правительство Красноярского края с жалобой по поводу непринятия органом опеки мер по предоставлению ей жилья, что следует из копии жалобы.
З. было разъяснено, что для постановки на учет необходимо представить в Министерство образования и науки Красноярского края документы, указанные в приложении 1 к Указу Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг.
Из сообщения органа опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что З. неоднократно обращалась в орган опеки и попечительства <адрес> по вопросу получения жилья, ей был разъяснен порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, что подтверждается ее распиской от ДД.ММ.ГГГГ
Из расписки, представленной представителем ответчика, следует, что З. ознакомлена с порядком учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ З. обратилась в орган опеки и попечительства <адрес> за разъяснением причин непредоставления ей жилья, на что ДД.ММ.ГГГГ ей направлен ответ, согласно которому она должна была самостоятельно реализовать право на дополнительную гарантию по социальной поддержке.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что З. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, собственного жилья, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, по договору социального найма жилое помещение ей не предоставлялось, на день рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, т.е. в соответствии с приведенными нормами З. имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.
Суд считает необоснованными доводы ответчика относительно обязанности З. самостоятельно направить документы в Министерство образования и науки Красноярского края с целью постановки на учет как нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку З. была поставлена на очередь на внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Абанском сельсовете в несовершеннолетнем возрасте, и именно орган опеки и попечительства должен был обеспечить реализацию дополнительной гарантии по социальной поддержке З., направив необходимые документы в Министерство образования и науки Красноярского края.
Суд считает, что несоблюдение З. порядка постановки на учет при реализации своих прав как лицом из числа детей-сирот, не предоставление документов в Министерство образования и науки Красноярского края, не может служить основанием для отказа в предоставлении З. права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, поскольку недобросовестное отношение должностных лиц, в том числе обязанных осуществлять защиту такой категории лиц в период их нахождения под опекой, при наличии гарантированного государством их права на жилое помещение, не должно ущемлять права и законные интересы указанной категории лиц, не способной самостоятельно их должным образом реализовать. Учитывая, что обязанность по предоставлению жилого помещения З. исполнена не была, суд приходит к выводу, что З. имеет право на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд признает несостоятельными доводы представителя третьего лица – Министерства образования и науки Красноярского края о том, что <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку именно <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края, а соответственно, наделен полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст., ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Красноярского края удовлетворить.
Обязать <адрес> Красноярского края обеспечить З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным применительно к условиям <адрес> жилым помещением на территории муниципального образования по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм в <адрес> Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Абанский районный суд в течение 30 дней со дня его вынесения.
Судья