Гражданское дело 2-211/2012 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Абанский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Юдиной Л.М.,
с участием прокурора ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании Устава Туровского сельсовета <адрес> противоречащим закону в части,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании статьи 7, статьи 8, части 3 статьи 9, пункта 1.11 части 1 статьи 15, пункта 1.6 части 1 статьи 23, части 1 статьи 29, пункта 3 части 2 статьи 39, части 4 статьи 35, пункта 3.1 части 3 статьи 34, части 1 статьи 37, части 8 статьи 61 Устава Туровского сельсовета <адрес> противоречащими закону, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что Устав Туровского сельсовета <адрес> не в полной мере соответствует действующему законодательству.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 требования поддерживал и дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении прокурора <адрес>.
Глава Туровского сельсовета ФИО4, будучи о времени и месте судебного заседания извещенной ДД.ММ.ГГГГ судебной повесткой, в судебное заседание не явилась, в направленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, указав, что проект решения о внесении изменений в Устав разработан и до ДД.ММ.ГГГГ буден сдан на проверку в прокуратуру.
Выслушав представителя прокуратуры ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.1 ст. 43 вышеуказанного закона, Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 44 упомянутого Федерального закона Уставом муниципального образования должны определяться: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Кроме этого уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.10 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Как видно из Устава Туровского сельсовета <адрес> положения статьи 7, статьи 8, части 3 статьи 9, пункта 1.11 части 1 статьи 15, пункта 1.6 части 1 статьи 23, части 1 статьи 29, пункта 3 части 2 статьи 39, части 4 статьи 35, пункта 3.1 части 3 статьи 34, части 1 статьи 37, части 8 статьи 61 противоречат положениям Федерального законодательства.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
- осуществление муниципального лесного контроля;
- до ДД.ММ.ГГГГ предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
- оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
- осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
- обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
- осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Однако пункты 1.5, 1.19, 1.20, 1.21, 1.26, 1.31 статьи 7 Устава, определяющей вопросы местного значения, не в полной мере соответствуют требованиям статьи 14 указанного выше Федерального закона. Кроме того, в статье 7 Устава отсутствуют пункты следующего содержания:
-предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
-до ДД.ММ.ГГГГ предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
-оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
-осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
-осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;-обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
-осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления поселения имеют право, в том числе, на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
Однако, как видно из Устава, часть 1 статьи 8 не в полной мере соответствует требованиям статьи 14.1 Федерального закона №-Ф3, поскольку указанное выше право в ней отсутствует.
Пунктом 1.11 части 1 статьи 15 Устава предусмотрено, что полномочия главы сельсовета прекращаются в случае досрочного прекращения полномочий совета депутатов, из состава которого он избран.
Однако в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 указанное основание прекращения полномочий главы муниципального образования признано утратившим силу.
Пункт 1.6 части 1 статьи 23 Устава не в полной мере соответствует требованиям пункта 6 части 10 статьи 35 Федерального закона №-Ф3, так как пункт 6 части 10 дополнен словами «, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Часть 1 статьи 29 Устава в нарушение требований части 10 статьи 40 Федерального закона №-Ф3 не содержит исчерпывающего перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутата, так как указанная статья дополнена частью 10.1., согласно которой, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом №-Ф3.
В нарушение части 11 статьи 40 Федерального закона №-Ф3 в статье 29 Устава не определены сроки принятия решения представительным органом о досрочном прекращении полномочий депутата.
Пункт 3 части 2 статьи 39 Устава не в полной мере соответствует пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона №-Ф3, так как Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 внесены изменения, а именно, после слов «проекты межевания территорий,» имеется дополнение словами «проекты правил благоустройства территорий,».
Согласно ч. 4 ст. 35 Устава число членов избирательной комиссии с правом решающего голоса составляет 7 человек. В силу п. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Таким образом, закрепленное в п. 4 ст. 35 Устава число членов избирательной комиссии в количестве 7 человек противоречит требованиям п. 6 ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ.
Пункт 4 статьи 35 Устава содержит положение об образовании на территории сельсовета избирательной комиссии. Однако Уставом не определены порядок формирования и полномочия избирательной комиссии, не определены сроки полномочий комиссии. В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона №-Ф3 порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 8 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления, а также местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. Противоречит действующему законодательству п. 3.1 ч. 3 ст. 34 Устава, определяющий, что решение о назначении местного референдума принимается Советом депутатов по инициативе, выдвинутой 1% жителей сельсовета, имеющих право на участие в местном референдуме и зарегистрированных на территории сельсовета, но не менее 25 человек. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О референдумах в <адрес>» инициатива граждан РФ по проведению местного референдума реализуется через инициативную группу, формируемую в количестве не менее 10 человек. При этом сама инициативная группа формируется гражданином или группой граждан Российской Федерации, имеющими право на участие в референдуме. По этому же основанию противоречит Уставному закону <адрес> №абз. 1 ч. 1 ст. 37 Устава, которым определено, что голосование по вопросу изменения границ сельсовета проводится по инициативе 1 % избирателей, зарегистрированных на территории сельсовета, но не менее 25 человек.
Согласно ч. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>», размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из денежного вознаграждения по соответствующей должности на момент назначения пенсии. Если нормативными правовыми актами местного самоуправления вместо денежного вознаграждения по муниципальной должности было установлено денежное содержание, то размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из ежемесячного денежного содержания, которое не должно превышать 2,8 должностного оклада с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями.
Однако часть 8 статьи 61 Устава не в полной мере соответствует требованиям указанной выше нормы, поскольку размер должностного оклада в Уставе указан 2,5.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Согласно положениям подпункта «а» пункта 3 Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, коррупциогенными факторами, являются факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, которые выражаются в широте дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Положениями абзаца 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Между тем частью 3 статьи 9 Устава предусмотрено, что представительный орган поселения вправе принять решение о дополнительном использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета, предусмотрев соответствующее финансирование в бюджете сельсовета.
Таким образом, отсутствие в Уставе норм, закрепляющих условия и основания принятия решения о дополнительном использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета, противоречит требованиям части 5 статьи 19 Федерального закона №-Ф3 и способствует возникновению коррупции.
Суд считает, что определить исчерпывающий круг лиц, чьи права нарушаются вышеизложенными положениями Устава, противоречащими закону, невозможно, поэтому в данном случае прокурор имел право обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании части 3 вышеуказанной нормы решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать статью 7, статью 8, часть 3 статьи 9, пункт 1.11 части 1 статьи 15, пункт 1.6 части 1 статьи 23, часть 1 статьи 29, пункт 3.1 части 3 статьи 34, часть 4 статьи 35, часть 1 статьи 37, пункт 3 части 2 статьи 39, часть 8 статьи 61 Устава Туровского сельсовета <адрес> (в редакции Решения Туровского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №Р) противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.
Судья