Р Е Ш Е Н И Я
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 августа 2012г. Абанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,
с участием помощника прокурора Абанского района Дубро В.И.,
при секретаре Арискиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> края гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Б., П., К., И. к ООО «Промбытжилсервис» об обязании предоставить техническую документацию на узел учета тепловой энергии многоквартирного дома,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах А., П., Б., П., Х., К., К., М., К., И. с иском к ООО «Промбытжилсервис» об обязании обеспечить ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес>.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру <адрес> обратились А., П., Б., П., Х., К., К., М., К., И. с заявлением о принятии мер к защите их жилищно-коммунальных прав.
Так, ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> проведено общее собрание по выбору способа управления многоквартирным домом – управляющей организацией ООО «Промбытжилсервис». В августе 2008г. ООО между собственниками помещений данного многоквартирного дома и «Промбытжилсервис» заключены договоры управления на срок до ДД.ММ.ГГГГ В 2009г. в рамках реализации региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> на 2009г.» за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ, краевого, местного бюджетов, средств собственников проведен капитальный ремонт жилого дома, в том числе внутридомовых инженерных сетей. Работы выполнялись на основании договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ по решению общего собрания собственников жилых помещений ООО «Промбытжилсервис». Объем работ, согласно договору, определен локально-сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью договора. Одним из видов работ по капитальному ремонту в соответствии с локально-сметным расчетом является установка приборов учета тепловой энергии. Несмотря на то, что приборы учета тепловой энергии были установлены, их ввод в эксплуатацию ООО «Промбытжилсервис» осуществлен не был, расчет потребления ресурсов до настоящего времени осуществляется по нормативам потребления, а не в соответствии с фактическим потреблением, в результате чего права собственников жилых помещений нарушаются. Просил в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать ООО «Промбытжилсервис» обеспечить ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.
Определениями Абанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части заявленных требований в интересах А., П., Х., К., М., К. прекращено в связи с отказом указанных лиц от исковых требований, в качестве соответчиков по делу привлечены ООО «<адрес>» и ООО «Жилсервис-Плюс».
ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. уточнила исковые требования, просила обязать ООО «Промбытжилсервис» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить управляющей организации ООО «Жилсервис-Плюс» принципиальную схему теплового пункта, проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией, документы о поверке прибора учета с действующим клеймом госповерителя.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. настаивала на удовлетворении исковых требований в интересах Б., П., К., И. к ООО «Промбытжилсервис» с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, просила обязать ООО «Промбытжилсервис» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить управляющей организации ООО «Жилсервис-Плюс» принципиальную схему теплового пункта, проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией, пояснив, что в остальной части – предоставления ответчиком документов о поверке приборов учета с действующим клеймом госповерителя требования прокурора были исполнены ответчиком добровольно путем передачи управляющей организации ООО «Жилсервис-Плюс» ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи паспортов на приборы учета с действующим клеймом госповерителя. Просит прекратить производство по делу в части заявленных требований к ООО «Жилсервис-Плюс» и ООО «<адрес>».
Лица, в чьих интересах заявлен иск – Б., П., К., И., надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела судебными повестками ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представили заявления об отказе от исковых требований в части заявленных требований к ООО «Жилсервис-Плюс» и ООО «<адрес>», указав, что поддерживают исковые требования прокурора обязать ООО «Промбытжилсервис» предоставить техническую документацию на установленные приборы учета тепловой энергии.
Представитель ответчиков – ООО «Промбытжилсервис» и ООО «<адрес>» - по доверенности М. исковые требования не признала и пояснила, что в 2009г. на основании договора подряда ООО «Промбытжилсервис» выполнены работы по капитальному ремонту жилого дома по <адрес> в <адрес>, в том числе установлены приборы учета тепловой энергии. Все работы были выполнены ООО «Промбытжилсервис» в полном объеме, что подтверждается актом приемки выполненных работ. Решения собственником жилого дома о введении приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию принято не было, поэтому прибор учета в эксплуатацию введен не был. В настоящее время управляющей организацией жилого <адрес> в <адрес> является ООО «Жилсервис-Плюс». Считает, что ООО «Промбытжилсервис» не является надлежащим ответчиком по делу. После установки прибора учета от собственников не поступало заявлений ответчику о вводе его в эксплуатацию, решения общего собрания собственников об этом также не было. Считает требования прокурора необоснованными, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ООО «Промбытжилсервис» документы о поверке приборов учета с действующим клеймом госповерителя, а именно паспорта на приборы учета с действующим клеймом госповерителя, переданы ООО «Жилсервис-Плюс» по акту; принципиальная схема теплового пункта и проект на узел учета не изготовлены и их изготовление требует дополнительных расходов, которые должны нести собственники жилых помещений. Против прекращения производства по делу в части заявленных требований к ООО «<адрес>» и ООО «Жилсервис-Плюс» не возражала.
Представитель ответчика ООО «Жилсервис-Плюс» - по доверенности З. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> также не признал и пояснил, что в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего ФЗ и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, общедомовых приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии относится к видам работ, проводимых при капитальном ремонте жилищного фонда. Управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> ООО «Жилсервис-плюс» является с февраля 2012г., перечнем оказываемых услуг в рамках договора управления ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии не охватывается, на оказание данной услуги должен быть заключен отдельный договор с собственниками, оплата по которому должна быть произведена собственниками многоквартирного дома. Кроме того, при проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> ООО «Промбытжилсервис» выполнены работы по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, ввод в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии не охватывался предметом данного договора. Для установки общедомового прибора учета тепловой энергии тепловой пункт многоквартирного дома должен соответствовать техническим требованиям, установленным п. 9.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ №. Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии осуществляется в присутствии представителя потребителя представителем энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Считает, что обязанность обеспечить ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии возложена на собственников. Решения большинства собственников по вопросу ввода приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию не имеется. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Промбытжилсервис» документы о поверке приборов учета с действующим клеймом госповерителя (паспорта на приборы учета с действующим клеймом госповерителя) переданы ООО «Жилсервис-Плюс» по акту; принципиальная схема теплового пункта и проект на узел учета не изготовлены, и их изготовление требует дополнительных расходов, которые должны инициировать и нести собственники жилых помещений. Не возражал против прекращения производства по делу в части заявленных требований к ООО «<адрес>» и ООО «Жилсервис-Плюс».
Определением Абанского районного суда производство по делу в части заявленных требований к ООО «<адрес>» и ООО «Жилсервис-Плюс» прекращено.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Дубро В.И., представителей ответчиков – по доверенности М., З., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании ч. 6 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ организации, осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны предоставить собственникам собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 3Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" закреплено, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения. Указанный договор заключается в простой письменной форме и данное положение установлено п. 4 Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов".
Из совокупности указанных положений следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме, стороной заказчика при этом должна являться управляющая организация, с которой собственниками заключен договор управления.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выбран способ управления жилым домом с возложением указанной обязанности Управляющую организацию ООО «Промбытжилсервис», о чем заключен соответствующий договор, копия которого имеется в материалах дела.
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого по <адрес> решено принять участие в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта, утверждена смета расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии), утверждена доля финансирования капитального ремонта за счет средств собственников в размере 5%, что следует из копии протокола общего собрания.
В рамках реализации региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> на 2009г.» при проведении капитального ремонта в августе 2009г. многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был оснащен прибором учета тепловой энергии, что подтверждается копиями договора подряда, локального сметного расчета, справки о стоимости выполненных работ и затрат, акта приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, акта о приемке выполненных работ за август 2009г.
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого по <адрес> выбран способ управления жилым домом с возложением указанной обязанности ООО «Жилсервис-Плюс», о чем заключен соответствующий договор.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ООО «Жилсервис-Плюс», теплосчетчик в жилом доме по <адрес> в <адрес> установлен без соблюдения приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых электроустановок», проверить работу теплосчетчика не представляется возможным в связи с окончанием отопительного сезона, установка теплосчетчика была выполнена без составления и согласования проекта на установку и сдачу его в эксплуатацию. Акт подписан представителями ООО «Жилсервис-Плюс», представители ООО «Промбытжилсервис» и ООО «<адрес>» от подписи отказались.
Как установлено в судебном заседании, в период управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО «Промбытжилсервис» от собственников не поступало инициативны на введение в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии или на заключение соответствующего договора с организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом. Доказательств этого суду не представлено, соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома на тот момент также не имелось.
Указанная прокурором в иске техническая документация, которую прокурор просит обязать предоставить ответчика - принципиальную схему теплового пункта; проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией, в соответствии с п. 7.1. «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» (утв. Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ № Вк-4936) должен предъявить энергоснабжающей организации представитель потребителя, данные документы потребителем необходимо представить при допуске в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии. Указания на то, что данная техническая документация требуется при установке прибора учета тепловой энергии, не имеется. Однако ООО «Промбытжилсервис» в настоящее время не является представителем потребителя, договором управления многоквартирным домом, договором подряда при проведении капитального ремонта дома не был предусмотрен ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, была предусмотрена только установка указанных приборов.
В соответствии с региональной адресной программой «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> на 2009г.» проведен капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей вышеуказанного дома, данной программой также предусмотрена только установка приборов учета потребления ресурсов.
Представителем ООО «Промбытжилсервис» добровольно переданы представителю ООО «Жилсервис-Плюс» документы о поверке прибора учета с действующим клеймом госповерителя (паспорта на приборы учета с действующим клеймом госповерителя). Акт приема-передачи приобщен к материалам делу. ООО «Жилсервис-Плюс» выходило к собственникам жилья с инициативой проведения общего собрания по вопросу введения приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию. Собрания собственников жилья не состоялось по причине отсутствия кворума. Данное обстоятельство сторонами не оспорено.
Требование прокурора о предоставлении документов о поверке прибора учета с действующим клеймом госповерителя исполнено добровольно, требование об обязании ООО «Промбытжилсервис» предоставить принципиальную схему теплового пункта, проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией удовлетворению не подлежат, поскольку ответчик не является представителем потребителя, договор на ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии с ответчиком собственниками дома не заключался, в соответствии с законом в настоящее время ввод установленных приборов учета в эксплуатацию лежит на собственниках помещения.
Руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах Б., П., К., И. к ООО «Промбытжилсервис» об обязании предоставить техническую документацию на узел учета тепловой энергии многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Абанский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Судья Сумачева Н.В.