об обязании администрацию обеспечить внеочередным жильем детей-сирот



РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

п. Абан 21 января 2011 года

Судья Абанского районного суда Красноярского края Кизилова Н.В.,
с участием помощника прокурора Абанского района Дубро В.И.,

лица, в чьих интересах заявлен иск, Ш.,

представителя ответчика - администрации ..., Павленко А.В.,

при секретаре Архиповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ..., в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ш. к администрации ... и Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с иском в интересах Ш. к администрации ... и Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, расположенного в ... района Красноярского края, размером не ниже установленных социальных норм. Свое исковое заявление прокурор мотивирует тем, что ... года в прокуратуру ... обратился Шарковский Д.В... года рождения, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о принятии мер к защите его жилищных прав. Мать Ш. - Ш., согласно свидетельству о смерти серии I-БА №... умерла ... года, отец Ш. - Ш., согласно свидетельству о смерти серии I-БА №..., умер ... года. Постановлением администрации ... №... от ... над несовершеннолетним Ш. установлена опека. Согласно указанному постановлению, закрепленного жилого помещения Ш. не имеет. ... года Ш. окончил Краевое государственное бюджетное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №...».

... года от прокурор ... поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором просит: 1.Обязать Министерство образования и науки Красноярского края предоставить администрации ... денежные средства из краевого бюджета для приобретения Ш. жилого помещения, размером не ниже установленных социальных нор в ... района Красноярского края. 2.Обязать администрацию ... Красноярского края при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования жилое помещение, размером не ниже установленных социальных норм в ... района Красноярского края и предоставить его Ш. на условиях договора социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора ... Дубро В.И. поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании лицо, в чьих интересах заявлен иск, Ш. просил требования удовлетворить в полном объеме, пояснил, что он состоит на учете, как лицо, нуждающееся в жилом помещении, в администрации Абанского сельсовета. Им собран пакет необходимых документов, но куда ему надо обращаться не знал до тех пор, пока не написал заявление в прокуратуру с просьбой защитить его права. Также в 2009 году опекун, А., обращалась с заявлением к уполномоченному по правам ребенка в ..., однако до настоящего времени ему (Ш.) жилье так и не предоставили.

Представитель ответчика - администрации ... - Павленко А.В., в судебном заседании исковые требования в части возложения на администрацию ... обязанности при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования жилое помещение, размером не ниже установленных социальных норм в ... района Красноярского края и предоставить его Ш. на условиях договора социального найма, признала в полном объеме. Пояснила, что как только соответствующие средства поступят, администрацией района вопрос об обеспечении Ш. жилым помещением будет решен.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Согласно представленному отзыву Министерство образования и науки Красноярского края исковые требования прокурора ... в интересах Ш. о предоставлении ему вне очереди жилого помещения на территории ... не признает в полном объеме. Свои возражения ответчик мотивирует тем, что Министерство образования и науки Красноярского края не обеспечивает детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма. Полномочия по обеспечению переданы в установленном законом порядке органам местного самоуправления Красноярского края, включая органы местного самоуправления ... Красноярского края. Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, но не позднее чем за год до достижения 23-летия, представляются необходимые документы, указанные в пункте 2 Порядка учета. Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Однако в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений Ш. и (или) его законные представители с соответствующим заявлением не обращались. Доказательств устного обращения Ш. в министерство образования и науки Красноярского края не представлено, в графике приема посетителей министерства образования и науки Красноярского края Ш. не числится. Информация о включении Ш. в список детей-сирот, не имеющих жилья, и на которых закладывается субвенция, в министерстве образования и науки Красноярского края отсутствует. Таким образом, Ш. не соблюдена процедура поступления на учет, предусмотренная для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Учитывая то, что Ш. на учете в министерстве образования и науки Красноярского края не состоит, Порядок приобретения и предоставления в отношении него не распространяется. Беря во внимание тот факт, что Ш. не достиг возраста 22-23 лет, он имеет право во внесудебном (административном) порядке предоставить необходимые документы, в министерство образования и науки Красноярского края, после чего будет решен вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При положительном решении, Ш. будет обеспечен органами местного самоуправления ... Красноярского края жилым помещением. В любом случае постановка Ш. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по решению суда будет означать возложение на судебные органы функций органов исполнительной власти Красноярского края, в частности Министерства образования и науки Красноярского края, что недопустимо в силу конституционного принципа разделения властей. Постановка на учет по решению суда будет означать отсутствие необходимости в административном порядке постановки сирот на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, что будет приводить к нарушению прав тех сирот, кто воспользовался своим законным правом на постановку на учет в обычном порядке (через административные органы). Считают недопустимым ставить Ш. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в то время, как он самостоятельно может подать все необходимые документы в административном порядке. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края. Ни федеральным законодательством, ни краевым законодательством не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному сироте. Помимо этого гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Ш. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона о наделении. Физические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений. Ш. не обладает правом требования к органу публичной власти о выделении ему денежных средств на приобретение жилья, следовательно, такие требования не могут быть заявлены прокурором в его интересах в силу ст.3 ГПК РФ. Министерство образования и науки не имеет полномочий по перечислению денежных средств на каждого нуждающегося в отдельности. Министерство образования и науки Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу; оно не наделено полномочиями перечислять из краевого бюджета в местный бюджет денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья конкретному сироте. Возложение на министерство образования и науки Красноярского края функции выделения денежных средств на конкретного сироту будет означать судебное установление новой компетенции для Министерства и признание Министерства образования и науки Красноярского края в качестве финансового органа, что недопустимо.

Заслушав мнение помощника прокурора ... Дубро В.И., Ш., представителя администрации ..., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора ... подлежащими удовлетворению.

Ст.40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жилище.

Статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02 ноября 2000 года, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

В соответствии с п.п.2,3,4 Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 №25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", жилое помещение приобретается однократно детям-сиротам, постоянно проживающим на территории Красноярского края и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по представлению жилья в соответствии с порядком учета детей-сирот.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Жилое помещение приобретается за счет средств краевого бюджета главным распорядителем бюджетных средств - агентством образования администрации Красноярского края на основании приказа образования администрации Красноярского края о распределении средств на приобретение жилья детям-сиротам.

Жилое помещение приобретается по договору купли-продажи и оформляется в собственность лица, отнесенного в установленном порядке к числу детей-сирот, в соответствии с действующим законодательством при условии письменного согласия данного лица по установленной форме.

Приобретаемое жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения.

На основании п. «в» ч.2 ст.1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года (ред. от 11 ноября 2010 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в соответствии с п.2 чт.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки и попечительства.

В судебном заседании достоверно установлено, что Ш. родился ... года, что подтверждается свидетельством о рождении серии VI-БА № ... и копией паспорта серии 0404 №... на имя Ш.

В свидетельстве о рождении Ш. ... года рождения, указано в графе «Родители»: отец - Ш., мать - Ш..

Факт того, что Ш. остался без родительского попечения подтверждается свидетельством о смерти серии I-БА №... от ... года Ш. умер ... года в ..., а также свидетельством о смерти серии I-БА № ... от ... года, Ш. умерла ... года в ... района ....

Из представленной справки отдела адресно-справочной работы отделения УФМС России по ... в ... от ... года следует, что Ш. снят с регистрационного учета по месту жительства ... года по адресу: ..., ..., ..., ...; Ш. снята с регистрационного учета по месту жительства ... года по адресу: ..., ... ..., ... ....

Согласно справке администрации Долгомостовского сельсовета ... №... от ... года жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., в муниципальной собственности не значится. Указанный дом приобрела ... года К., которая ... года зарегистрировала в нем своего сожителя Ш. Жилые помещения по договорам социального найма Ш., администрация Долгомостовского сельсовета не представляла.

Постановлением администрации ... №... от ... года над несовершеннолетним Ш. установлено опекунство, опекуном назначена А., проживающая в ..., ... ... ....

Кроме того, из данного постановления следует, что у несовершеннолетнего Ш. собственного жилья нет.

На основании договора на приватизацию №... от ... года квартира, расположенная по адресу: ..., ... ... ..., была предоставлена А. в собственность.

Также факт отсутствия какого-либо жилья у Ш. подтверждается справкой начальника Абанского отделения филиала «ФГУП Ростехинвентаризация федеральное БТИ» по ... по данным краевого архива до ... года, о том, что зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества за Ш. не имеется, справкой начальника Абанского отделения филиала «ФГУП Ростехинвентаризация федеральное БТИ» по ... от ... года №... согласно которой за Ш. ... года рождения, Ш. ... года рождения и Ш. ... года, прав на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Из сообщения об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ... года, сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества Ш. ... года, в управлении регистрационной службы по ... отсутствуют, что так же подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ... года серии №....

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ... года серии №... и №... следует, что у Ш., ... года рождения, Ш., ... года рождения, в управлении федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по ... отсутствуют.

Согласно справке главы администрации Абанского сельсовета №... от ... года, Администрация Абанского сельсовета Ш., Ш., и Ш. жилые помещения по договорам социального найма не предоставляла.

Свидетельством №... о регистрации по месту пребывания от ... года подтверждается факт того, что Ш. состоял на временном регистрационном учете по адресу: ..., ..., ..., ... общ., с ... года по ... года.

Из представленной справки одела адресно-справочной работы отделения УФМС России по ... в ... от ... ... года следует, что Ш. зарегистрирован ... года по адресу: ..., ... ..., ....

... года Ш., окончил Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение НПО «Канский профессиональный лицей №...», что подтверждается копией диплома серии ....

Анализ изложенных доказательств позволяет суду придти к выводу о том, что Ш. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения и который должен быть обеспечен жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, на содержании которого он находился.

Как следует из объяснений Ш., им предпринимались меры по получению жилья. Так ... ... года он был поставлен на учет в администрации Абанского сельсовета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, номер очереди - 250, что подтверждается уведомлением, выданным заместителем главы Абанского сельсовета от ... года.

По состоянию на ... года очередь Ш. в льготном списке внеочередников на предоставление жилого помещения по договору социального найма №..., что подтверждается справкой председателя жилищной комиссии при администрации Абанского сельсовета от ... года.

... года директором КГОУ НПО «Канский профессиональный лицей №...» Ш. в администрацию ... направлялось уведомление об окончании Ш. училища в июне 2009 года с просьбой поставить последнего на очередь для получения жилья.

Однако как следует из объяснений сторон, до настоящего времени жилье Ш. не предоставлено. Последний, после окончания училища, вынужден проживать с опекуном, а быть зарегистрированным (прописанным) у родственников по другому адресу.

Доводы ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края о том, что Ш. может встать на учет в административном порядке; требования прокурора не подлежат удовлетворению поскольку Ш. не обращался в комиссию для постановки его на учет; постановка Ш. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по решению суда будет означать возложение на судебные органы функций органов исполнительной власти Красноярского края, в частности Министерства образования и науки Красноярского края, что недопустимо в силу конституционного принципа разделения властей; постановка на учет по решению суда будет означать отсутствие необходимости в административном порядке постановки сирот на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, что будет приводить к нарушению прав тех сирот, кто воспользовался своим законным правом на постановку на учет в обычном порядке (через административные органы); недопустимо ставить Ш. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в то время, как он самостоятельно может подать все необходимые документы в административном порядке. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края; ни федеральным законодательством, ни краевым законодательством не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному сироте, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Вышеприведенным федеральным законодательством лицам из числа детей-сирот, не имеющим закрепленного жилого помещения, гарантированно предоставление жилого помещения во вне очередном порядке по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъекта Российской Федерации. Российское законодательство не связывает предоставление жилого помещения указанным лицам с наличием каких-либо иных обстоятельств, кроме правового статуса лица и его нуждаемости в жилье. Факт того, что Ш. относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в жилом помещении, сторонами не оспаривается.

Также суд признает несостоятельными доводы ответчика о том, что Министерство образования и науки Красноярского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства. Так Положением о порядке приобретения жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года, жилое помещение приобретается за счет средств краевого бюджета главным распорядителем бюджетных средств - агентством образования администрации Красноярского края на основании приказа о распределении средств на приобретение жилья детям-сиротам.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 235, 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ... Красноярского края, удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Красноярского края предоставить администрации ... денежные средства из краевого бюджета для приобретения Ш. жилого помещения размером не ниже установленных социальных нор в ... района Красноярского края.

Обязать администрацию ... Красноярского края при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования жилое помещение размером не ниже установленных социальных норм в ... района Красноярского края и предоставить его Ш. на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в полном объеме, т.е. с ... года.

Судья