об обязании администрации согласовать проект организации дорожного движения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Абан 14 апреля 2011 года

Абанский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Кизиловой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора Абанского района Шкуратовой Г.П., представителя Новоуспенского сельсовета - главы Х.,

при секретаре Архиповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> к муниципальному образованию Новоуспенский сельсовет <адрес> о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском к муниципальному образованию Новоуспенский сельсовет <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории <адрес> и согласованию данного проекта с уполномоченным органом - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ незаконным, а так же обязать администрацию Новоуспенского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории <адрес>. Свое заявление мотивирует тем, что в ходе проведения проверки в марте 2011 года было установлено, что администрация Новоуспенского сельсовета <адрес> требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории Новоуспенского сельсовета не выполняет. Администрацией Новоуспенского сельсовета не представлен проект организации дорожного движения в <адрес>, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограничения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением дорожного сервиса.

В судебном заседании представитель заявителя - старший помощник прокурора <адрес> Шкуратова Г.П. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям в полном объеме. Также просила установить срок для устранения указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации Новоуспенского сельсовета <адрес> Х. в судебном заседании требования прокурора признала, пояснив, что в настоящее время принимаются меры по устранению нарушений законодательства в части организации дорожного движения в населенном пункте <адрес>, однако, для того, чтобы разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>, потребуется срок не менее чем до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению, в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.5 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст.6 вышеуказанной нормы, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст.13 Федерального закона №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст.17 названного Федерального закона №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст.3 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ст.6 вышеуказанного Федерального закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:

ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст.21 вышеуказанного Федерального закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 вышеуказанной нормы, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно п.п.«н» п.11 Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 711 от 15 июня 1998 года, на Госавтоинспекцию возлагается изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч.2 ст.11 гл.2 Устава муниципального образования Новоуспенского сельсовета, в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов, в том числе, <адрес>.

Из материалов дела усматривается, что по данным ОГИБДД ОВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, проект организации дорожного движения администрацией Новоуспенского сельсовета с ОГИБДД ОВД по <адрес> не согласован.

Кроме того, согласно сообщению начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> в <адрес> необходимо обустроить автобусную остановку с установкой соответствующих знаков; на <адрес> установлено преимущество в движении по отношению к прилегающим улицам, но отсутствует дорожный знак 2.1; необходимо установить дорожные знаки в районе школы по <адрес> - 1.23 «Дети»; имеется необходимость обустройства тротуаров

В судебном заседании глава Новоуспенского сельсовета Х. не отрицала, что на день рассмотрения дела в суде, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Новоуспенского сельсовета проект организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес> не разработан.

Таким образом, в судебном заседании установлен тот факт, что администрацией Новоуспенского сельсовета <адрес> нарушается законодательство Российской Федерации об организации дорожного движения.

В силу ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также в соответствии с ч. 1 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.1.5 ст.7 Устава муниципального образования Новоуспенского сельсовета, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку определить исчерпывающий круг лиц - участников дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>, чьи права будут нарушены в случае нарушения законодательства об организации дорожного движения, невозможно, то в данном случае прокурор вправе был обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления - администрацией Новоуспенского сельсовета своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>, то бездействие администрации Новоуспенского сельсовета должно быть признано незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новоуспенского сельсовета <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес> и согласованию данного проекта с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения ОВД по <адрес>.

Обязать администрацию Новоуспенского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенного пункта <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня его объявления.

Судья