о признании незаконным бездействие администрации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Абанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юдиной Л.М.,

с участием прокурора ФИО3,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя администрации Туровского сельсовета <адрес> – главы Туровского сельсовета ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействие администрации Туровского сельсовета <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета и согласованию данного проекта с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и об обязании администрации Туровского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Туровского сельсовета <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета и согласованию данного проекта с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и об обязании администрации Туровского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета: <адрес>, д. Сенное, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> на территории населенных пунктов Туровского сельсовета в марте 2011 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, в ходе которой установлено, что администрацией Туровского сельсовета требования федерального законодательства в части организации дорожного движения в населенных пунктах на территории Туровского сельсовета не выполняются. Так, до настоящего времени администрацией Туровского сельсовета в ОГИБДД ОВД по <адрес> не представлен проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенных пунктах: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. В результате, в настоящее время в населенных пунктах, расположенных на территории Туровского сельсовета, дорожное движение надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как и иные элементы обустройства автомобильных дорог) на территории населенных пунктов Туровского сельсовета установлены администрацией сельсовета произвольно, без надлежащего согласования с уполномоченным органом - ОГИБДД ОВД по <адрес>, либо вообще не установлены в тех местах, где требуется их установка в соответствии с особенностями дорожного движения и состоянием автомобильной дороги. Так в <адрес> отсутствуют дорожные знаки, дорожные ограждения и тротуары. Не установлены дорожные знаки возле школы - 1.23 «Дети», возле автобусной остановки. Отсутствуют дорожные ограждения на плотине. В <адрес> отсутствуют дорожные знаки, тротуары. Не установлены дорожные знаки возле школы - 1.23 «Дети». Имеется необходимость в определении места для автобусной остановки и установки дорожных знаков возле нее, обустройства тротуаров. В д. Сенное автобусная остановка расположена в зоне перекрестка, имеется необходимость в определении другого места для автобусной остановки и установки дорожных знаков возле нее. Имеется необходимость обустройства тротуаров. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 заявленные требования прокурора <адрес> поддержала, пояснив, что согласно сообщению начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> в трех из четырех населенных пунктах Туровского сельсовета – <адрес>, д.Сенное дорожные знаки, дорожные ограждения и тротуары отсутствуют; имеется необходимость в установке дорожных знаков возле школы <адрес>, а также в установке дорожных знаков возле автобусной остановки <адрес>; необходимо определить место для автобусной остановки в <адрес> и установить возле неё дорожные знаки; необходимо определить другое место для автобусной остановки в д. Сенное и установить возле неё дорожные знаки. Просила обязать администрацию Туровского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета: <адрес>, д.Сенное.

Представитель администрации Туровского сельсовета <адрес> - глава Туровского сельсовета ФИО2 в судебном заседании требования прокурора признала, пояснив, что будут приниматься меры по устранению нарушений законодательства в части организации дорожного движения в населенных пунктах Туровского сельсовета, однако, для того, чтобы разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета, потребуется срок не менее, чем до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 6 вышеуказанной нормы, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст. 17 названного Федерального закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:

ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 21 вышеуказанного Федерального закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 вышеуказанной нормы, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно п.п. «н» п.11 Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, на Госавтоинспекцию возлагается изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и находящихся в его границах иных муниципальных образований», в состав Туровского сельсовета входят сельские населенные пункты: <адрес>, д. Сенное, д. Пушкино.

Согласно сообщения ОГИБДД ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует дислокация дорожных знаков в <адрес>, д.Сенное. В данных населенных пунктах отсутствуют дорожные знаки, дорожные ограждения и тротуары; необходима установка дорожных знаков возле школы, возле автобусных остановок; имеется необходимость в определении другого места для автобусной остановки и установки дорожных знаков возле нее (л.д.10-11).

Из материалов дела усматривается, что по данным ОГИБДД ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проект организации дорожного движения администрацией Туровского сельсовета с ОГИБДД ОВД по <адрес> не согласован (л.д.9).

В судебном заседании глава Туровского сельсовета ФИО2 не отрицала, что на день рассмотрения дела в суде, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Туровского сельсовета проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета не разработан.

Таким образом, в судебном заседании установлен тот факт, что администрацией Туровского сельсовета <адрес> нарушается законодательство Российской Федерации об организации дорожного движения.

В силу ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 1.5 ст. 7 Устава муниципального образования Туровского сельсовета, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.11-16).

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку определить исчерпывающий круг лиц - участников дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета, чьи права будут нарушены в случае нарушения законодательства об организации дорожного движения, невозможно, то в данном случае прокурор вправе был обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления - администрацией Туровского сельсовета своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета, то бездействие администрации Туровского сельсовета должно быть признано незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Туровского сельсовета <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета - <адрес>, д. Сенное и согласованию данного проекта с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения ОВД по <адрес>.

Обязать администрацию Туровского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Туровского сельсовета: <адрес>, д. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня его объявления.

Судья