Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Абанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юдиной Л.М.,
с участием прокурора ФИО2,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя администрации Устьянского сельсовета <адрес> - главы Устьянского сельсовета ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействие администрации Устьянского сельсовета <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета и согласованию данного проекта с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и об обязании администрации Устьянского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Устьянского сельсовета <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета и согласованию данного проекта с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и об обязании администрации Устьянского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета в марте 2011 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, в ходе которой установлено, что администрацией Устьянского сельсовета требования федерального законодательства в части организации дорожного движения в населенных пунктах на территории Устьянского сельсовета не выполняются. Так, до настоящего времени Администрацией Устьянского сельсовета в ОГИБДД ОВД по <адрес> не представлен проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенных пунктах: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. В результате, в настоящее время в населенных пунктах, расположенных на территории Устьянского сельсовета, дорожное движение надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как и иные элементы обустройства автомобильных дорог) на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета установлены администрацией сельсовета произвольно, без надлежащего согласования с уполномоченным органом - ОГИБДД ОВД по <адрес>, либо вообще не установлены в тех местах, где требуется их установка в соответствии с особенностями дорожного движения и состоянием автомобильной дороги. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 заявленные требования прокурора <адрес> поддержала, пояснив, что согласно сообщения начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> в пяти из шести населенных пунктах Устьянского сельсовета - <адрес>, д.Денисовка, д.Новокиевлянка, д.Красный Яр, д.Огурцы часть дорожных знаков отсутствует, а часть дорожных знаков установлена без согласования, отсутствуют тротуары и дорожные ограждения; имеется необходимость обустройства тротуаров на <адрес> и обустройства автобусной остановки в <адрес> с установкой соответствующих знаков, также необходимо определить места для автобусных остановок в д.Огурцы, д.Новокиевлянка, д.Красный Яр. Просила обязать администрацию Устьянского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета: <адрес>, д.Денисовка, д.Новокиевлянка, д.Красный Яр, д.Огурцы.
Представитель администрации Устьянского сельсовета <адрес> - глава Устьянского сельсовета ФИО3 в судебном заседании требования прокурора признала, пояснив, что в настоящее время принимаются меры по устранению нарушений законодательства в части организации дорожного движения в населенных пунктах Устьянского сельсовета - в <адрес>, д.Денисовка, д.Новокиевлянка, д.Красный Яр, д.Огурцы, однако, для того, чтобы разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории пяти населенных пунктов Устьянского сельсовета - <адрес>, д.Денисовка, д.Новокиевлянка, д.Красный Яр, д.Огурцы, потребуется срок не менее, чем до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 6 вышеуказанной нормы, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 17 названного Федерального закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:
ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 21 вышеуказанного Федерального закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 вышеуказанной нормы, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно п.п. «н» п.11 Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, на Госавтоинспекцию возлагается изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 гл.2 Устава муниципального образования Устьянского сельсовета, в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: <адрес>, д. Денисовка, д. Красный Яр, д. Новокиевлянка, д. Огурцы, д. Успенка, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения (л.д.14).
Из материалов дела усматривается, что по данным ОГИБДД ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проект организации дорожного движения администрацией Устьянского сельсовета с ОГИБДД ОВД по <адрес> не согласован (л.д.9).
В судебном заседании глава Устьянского сельсовета ФИО3 не отрицала, что на день рассмотрения дела в суде, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Устьянского сельсовета проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета не разработан.
Таким образом, в судебном заседании установлен тот факт, что администрацией Устьянского сельсовета <адрес> нарушается законодательство Российской Федерации об организации дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1.5 ст. 7 Устава муниципального образования Устьянского сельсовета, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.11-14).
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку определить исчерпывающий круг лиц - участников дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета, чьи права будут нарушены в случае нарушения законодательства об организации дорожного движения, невозможно, то в данном случае прокурор вправе был обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления - администрацией Устьянского сельсовета своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета, то бездействие администрации Устьянского сельсовета должно быть признано незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Устьянского сельсоветаАбанского района <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета - <адрес>, д. Денисовка, д. Красный Яр, д.Новокиевлянка, д.Огурцы, и согласованию данного проекта с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения ОВД по <адрес>.
Обязать администрацию Устьянского сельсоветаАбанского района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД ОВД по <адрес> проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Устьянского сельсовета - <адрес>, д.Денисовка, д.Красный Яр, д.Новокиевлянка, д.Огурцы <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня его объявления.
Судья