возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Абанский районный суд ФИО1 края в составе: председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО7,

при секретаре ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ФИО1 края гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО4 к <адрес> признании не имеющей закрепленного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах ФИО4 с иском к <адрес> о признании не имеющей закрепленного жилого помещения и обязании обеспечить ФИО4 благоустроенным применительно к условиям <адрес> жилым помещением на территории муниципального образования по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм в <адрес> ФИО1 края.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать – ФИО3 решением Абанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО4ФИО3 умерла. За ФИО4 закреплено жилое помещение по <адрес> в <адрес>. Право собственности на указанное жилое помещение по сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» зарегистрировано за ФИО3 на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ По сведениям ОГПС-1 в указанном доме произошел пожар, в результате которого дом приведен в непригодное для проживания состояние. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания, поскольку в результате пожара техническое состояние строительных конструкций дома характеризуется снижением несущей способности, при которой существует опасность для пребывания людей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4. окончила ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. ФИО9». В постановке на учет и признании нуждающейся в жилом помещении ФИО4 в Министерстве образования и науки ФИО1 края отказано.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО7 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - <адрес> – по доверенности юрисконсульт <адрес> ФИО10 исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО4 признала полностью, о чем представила письменное заявление, адресованное суду.

Лицо, в чьих интересах заявлен иск – ФИО4 суду пояснила, что ей отказано в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении на том основании, что за ней закреплено жилое помещение. Она обращалась в БТИ с просьбой снять жилое помещение с учета, но там пояснили, что это очень длительная процедура. Своими силами разобрать строение она не имеет возможности. Она неоднократно обращалась за помощью в орган опеки и попечительства, но положительных результатов это не дало, и там ей посоветовали обратиться в суд. Считает иск прокурора подлежащим удовлетворению, поскольку ее права нарушены, и она нуждается в жилом помещении.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки ФИО1 края - по доверенности главный специалист юридического отдела Министерства ФИО11 извещен о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что поскольку ФИО4 имеет закрепленное за ней жилое помещение, юридически ФИО4 невозможно поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Выслушав помощника прокурора <адрес> ФИО7, ФИО4, представителя ответчика - администрации <адрес> ФИО10, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 указанного ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях (ст. 5 указанного ФЗ).

Пункт 2 ст.17 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав ребенка" устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются ФИО1 края

ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -уг     "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Согласно п. 2 Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО1 края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований ФИО1 края в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Ст. 1 Закона ФИО1 края N 9-4225 от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка".

В силу п. 2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения"; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Муниципальное образование <адрес> входит в указанный перечень.

На основании ст.2 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Указанным органом исполнительной власти является Министерство образования и науки ФИО1 края согласно Положению о Министерстве образования и науки ФИО1 края (Постановление Правительства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 42-п "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки ФИО1 края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки ФИО1 края").

В судебном заседании установлено, что ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом серии 0410 , выданным ОУФМС России по ФИО1 краю в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В свидетельстве о рождении ФИО4 в графе отец указан ФИО2, в графе мать указана ФИО3. Согласно справке формы о рождении ФИО4 сведения об отце записаны со слов матери.

Факт того, что ФИО4 в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, подтверждается решением Абанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО3 была лишена родительских прав в отношении дочери ФИО5, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно копии постановления <адрес> ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, за несовершеннолетней ФИО4 закреплено жилое помещение по <адрес> в <адрес>.

Как следует из копий свидетельств о смерти, ФИО3 и ФИО12 умерли ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки ОГПС-1 ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошел пожар, в результате которого дом приведен в непригодное для жизни состояние.

По сведениям, представленным филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», право собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес> зарегистрировано за ФИО3

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес> возникло у ФИО3 на основании договора мены.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 окончила ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. ФИО9», что подтверждается копией диплома.

По сведениям Министерства образования и науки ФИО1 края ФИО4 дважды отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в <адрес>, поскольку за ней закреплено жилое помещение по <адрес> в <адрес>.

Как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение по <адрес> в <адрес> признано непригодным для проживания, проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно и техническое состояние строительных конструкций дома характеризуется снижением несущей способности, при которой существует опасность для пребывания людей. Данное обстоятельство также подтверждается имеющимися в материалах дела фотографиями жилого дома по <адрес> в <адрес>.

Жилое помещение по договору социального найма ФИО4 и ФИО13 не предоставлялось, что подтверждается справкой главы Абанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ год.

Жилое помещение по <адрес>2 в <адрес>, где зарегистрирована ФИО4, принадлежит ФИО14, что подтверждается материалами дела.

Факт отсутствия какого-либо жилья у ФИО4 подтверждается справками филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ФИО1 краю, уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.

Участия в приватизации жилого фонда на территории <адрес> ФИО4 и ФИО3 не принимали, что следует из справки РОУМИ <адрес>.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ФИО4 обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, т.е. в соответствии с приведенными нормами ФИО4 имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.

Суд считает необоснованными доводы представителя Министерства образования и науки ФИО1 края относительно отсутствия оснований для постановки ФИО4 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку жилой дом, который закреплен за ФИО3, признан непригодным для проживания, проведение восстановительных работ заключением комиссии признано экономически нецелесообразным, и именно орган опеки и попечительства должен был обеспечить реализацию дополнительной гарантии по социальной поддержке ФИО4 и принять непосредственное участие в отмене постановления об отмене закрепления жилья.

Суд считает, что наличие у ФИО4 жилья, непригодного для проживания, не может служить основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья и предоставлении ей права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, поскольку наличие постановления о закреплении жилого помещения за ФИО4, непригодного для проживания, при наличии гарантированного государством их права на жилое помещение, не должно ущемлять права и законные интересы указанной категории лиц, не способной самостоятельно их должным образом реализовать. Учитывая, что обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО4 исполнена не была, суд приходит к выводу, что ФИО4 имеет право на его внеочередное получение.

При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст., ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> ФИО1 края в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО4 к <адрес> признании не имеющей закрепленного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением удовлетворить.

Признать ФИО4 не имеющей закрепленного жилого помещения.

Обязать <адрес> ФИО1 края обеспечить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным применительно к условиям <адрес> жилым помещением на территории муниципального образования по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм в <адрес> ФИО1 края.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Абанский районный суд в течение месяца дней со дня его вынесения.

Судья