РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2012 года п.Абан
Абанский районный суд, Красноярского края в составе председательствующего судьи Кизиловой Н.В., с участием истца У., представителей ответчика администрации Абанского сельсовета <адрес> Р., Л., И., заинтересованного лица Л., при секретаре Удодовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению У. к администрации <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> установить железобетонные лотки для отвода сезонных вод от стен ее <адрес>А переулка Коммунальный, начиная от этого переулка по огородам по <адрес> и 12 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, проведении межевания «Публичного сервитута» за счет администрации <адрес>, установлении публичного сервитута,
УСТАНОВИЛ:
У. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> с требованием возложить на ответчика обязанности установить железобетонные лотки для отвода сезонных вод от стен ее <адрес>А переулка Коммунальный, начиная от этого переулка по огородам по <адрес> и 12 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, проведении межевания «Публичного сервитута» за счет администрации <адрес>. Свое заявление мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления ФССП не были выполнены работы по выведению сезонных вод от пе<адрес>А в озеро. Вода сходит от <адрес> и пе<адрес>, из трубы под дорогой упомянутого переулка, земли которых принадлежат Абанскому сельсовету. Далее вода проходит в 1 метре от стены ее <адрес>А, (где находится местоположение границы между усадьбой истца и усадьбой <адрес>) в огород, где нет дома Примакова 10. В 1,7 м от стены ее дома, где стоит сырость, соседка по Примакова 12 поставила дощатый забор высотой до 180 см. Забор поставлен без акта согласования местоположения границ участков между соседями, с одобрения работницы Абанского сельсовета Л. Она даже привлекла полицию, защищая такой забор в 2011 г. осенью вопреки всем нормам Конституции РФ. А по санитарно-эпидемиологическим нормам этот забор от стены дома должен быть на расстоянии не менее 5 метров. Солнцестояние в таком сыром месте не менее 3 часов (Правила постройки малоэтажных зданий и сооружений). Поэтому у ее (истицы) дома тень, сырость, мухи, непроветриваемость, нет просушки. Земля на ее участке пухлая. Легко принимает воду. Весной есть два топких места, где для жизни человека опасно. Дом наклоняется в сырую сторону. Главным специалистом-архитектором администрации <адрес> Ю. и начальником РОУМИ <адрес> К. предлагается разрешение этой проблемы с применением «Публичного сервитута», ими представляется план-сервитут, не подписанный только работником сельсовета Г. Исполняется данный сервитут на трех огородах - огороды <адрес> (нет дома), Примакова 12 и огород в пе<адрес>А в соответствии с Гражданским кодексом РФ ст.274, 274 ч. 5, ст. 275, ст.131 ч.3, Земельный кодекс ст.23 ч.9, ст.45 п.2, ст.55, Конституция РФ гл.2 ст.35 ч.3. Водовыводная канава от пе<адрес> пересечет о<адрес> 10 соединяясь с уже прокопанной водовыводной канавой, которая идет от конца огорода данного участка к озеру в 130 м. Поскольку предлагаемый «Публичный сервитут» изымает большую площадь земли из о<адрес> 10 (372,5 кв.м), начальник РОУМИ <адрес> К. предлагает заменить данную площадь этого огорода на огород по <адрес>, рядом с домом проживания дочери хозяина Примакова 10 М. Предлагаемая замена гораздо большая - 11 соток земли. 125 кв.м земли из о<адрес> 12 изъятые по сервитуту, восполняются из о<адрес> 10. 372,5 кв.м сервитута будут значиться за Абанским сельсоветом. Оставшаяся земля - это 100 с небольшим квадратных метров отходят в огород пе<адрес>А. Все 15 лет ее (истца) проживания в <адрес> по данному адресу работники Абанского сельсовета не прикрыто пытались столкнуть на скандал с соседями, не объясняя настоящей сути дела. Дезинформировали не только население, но и суд, прокуратуру, депутата, судебных приставов и все в письменном виде, нарушая Устав Абанского сельсовета о чрезвычайных ситуациях, дезинформация населения.
В судебном заседании истец У. уточнила свои исковые требования и просила возложить следующие обязанности на администрацию <адрес>: установить железобетонные лотки для отвода сезонных вод от стен ее <адрес>А переулка Коммунальный, начиная от этого переулка по огородам по <адрес> и 12 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, провести межевание «Публичного сервитута» за счет администрации <адрес>, а также установить публичный сервитут. Кроме того пояснила, что установление публичного сервитута необходимо ей для того, чтобы на этом земельном участке были проложены железобетонные лотки, по которым будут проходить сезонные воды. На этом земельном участке происходит естественный сход воды с переулков и улиц, ее дом находится в метре от этого стока, земля наполняется влагой, сырость ей мешает, в огороде есть два места, где можно провалиться. Сервитут необходимо установить на часть земельного участка Л., расположенный в метре перед ее (истицей) домом и часть земельного участка умершего М. Поскольку земельные участки имеют собственников, поэтому необходим публичный сервитут, чтобы сельсовет мог проложить лотки и чистить канаву.
Представители ответчика администрации Абанского сельсовета Р., Л., И. исковые требования У. не признали. Пояснили, что те части земельных участков на которые истица просит установит публичный сервитут, принадлежал жителям <адрес>, которые возражают против этого. От дома истца, на расстоянии 2 метра 40 см был совершен отступ и проведена канава без согласования с собственником земельного участка Л. Поскольку установление публичного сервитута для данной ситуации не применимо, т.к. отсутствуют основания, предусмотренные законом, то и установление администрацией сельсовета железобетонных лотков на земельном участке, имеющего собственника, будет не законно.
Заинтересованные лица главный специалист-архитектор администрации <адрес> Ю., начальник РОУМИ администрации <адрес> К. будучи надлежащим образом извещенными о дне и времени рассмотрения дела, в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Заинтересованное лицо Л. в суде указала, что исковые требования У. являются незаконными и не подлежащими удовлетворению. Собственником части земельного участка, на который У. просит установить публичный сервитут, является она (Лукьянова) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Граница земельного участка проходит вдоль стены дома, принадлежащего У.. До вселения У. никаких проблем с сезонными водами не было, вода уходила в землю и никогда не скапливалась. После того как истица выкопала канаву, вода стала через ее (Лукьяновой) огород, в о<адрес> и в канаву. Она (Лукьянова) отступила 2 м 40 см от дома У., было дано разрешение поставить забо<адрес> часть земельного участка от дома до забора она (истица) засыпала горельником, прокапала канаву, которую закидала кирпичами.
Выслушав истца У., представителей ответчика администрации Абанского сельсовета Р., Л., И., заинтересованное лицо Л., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ч.2 ст.23 Земельного кодекса РФ установлено, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Таким образом, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов исполнительной власти и может быть установлен только законом или нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.
При этом данная норма является императивной, не подлежащей расширительному толкованию.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В Постановлении Конституционного Суда РФ №-П указано, что принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти и невозможность ни для одной из них подчинить себе другие.
Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, разъяснено, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, и осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего судебного решения.
Согласно нормам действующего законодательства публичный сервитут является одним из правовых средств обеспечения общественных интересов в процессе регулирования земельных отношений, которое закреплено в земельном законодательстве. Специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретных собственников земельного участка, а общественными интересами и оно не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.
В отличие от частного сервитута он устанавливается в государственных, муниципальных и общественных интересах без согласования с собственниками, чье имущество обременяется сервитутом.
Перечень оснований установления публичного сервитута, в отличие от частного, является закрытым (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).
Истца обратилась с иском, как владелица смежного участка, для обеспечения личных интересов, что указывает на наличие не публичного, а частного интереса в пользовании спорным земельным участком. Специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретных собственников земельного участка, а общественными интересами и оно не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.
Поскольку истица не является субъектом, которому законом предоставлено право обращения в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц (защита интересов которого предполагается в случае установления публичного сервитута), суд считает, что отсутствует признание за нею права требования установления публичного сервитута на спорный земельный участок в судебном порядке.
Кроме того, судом установлено, что какой-либо правовой акт об установлении публичного сервитута либо об отказе в нем органом не издан, публичные слушания не проводились.
Таким образом право требовать в судебном порядке установления публичного сервитута У. не принадлежит, в связи с чем исковые требования об установлении публичного сервитута, возложении на администрацию Абанского сельсовета обязанности по проведению межевания публичного сервитута, удовлетворению не подлежат.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1), условия и порядок пользования которой определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьи 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что та часть земельного участка, по которой истец просит проложить железобетонные лотки для стока сезонных вод, принадлежит Л., что У. не оспаривается.
Изложенное подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Л. является наследницей имущества Л., состоящего из жилого бревенчатого дома и земельного участка площадью 1051,8 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
В связи с чем суд считает, что исковые требования в данной части также не подлежат удовлетворению, поскольку обязав администрацию сельсовета проложить лотки на земельном участке Л. и М., будут нарушены права собственников земельных участков. Кроме того Лукьянова возражает против проведения соответствующих работ на ее земельном участке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований У. к администрации Абанского сельсовета <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> установить железобетонные лотки для отвода сезонных вод от стен ее <адрес>А переулка Коммунальный, начиная от этого переулка по огородам по <адрес> и 12 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, проведении межевания «Публичного сервитута» за счет администрации <адрес>, установлении публичного сервитута, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий