Решение об обязании ЦЗН произвести перерасчет социальной подержки.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2012 г. Абанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,

с участием помощника прокурора Абанского района Дубро В.И.,

при секретаре Арискиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> края гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Д. к Управлению социальной защиты населения <адрес> об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Д. к Управлению социальной защиты населения <адрес> об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета: 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что Д. является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как педагог-пенсионер, однако меры социальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10. 2010 года Д. не предоставлялись в связи с отсутствием льготного статуса.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. настаивала на удовлетворении исковых требований по вышеизложенным основаниям, пояснив, что поскольку органам социальной защиты было хорошо известно, что Д. является педагогом и ранее пользовалась льготами как педагог, то она не могла быть лишена данных мер социальной поддержки.

Лицо, в чьих интересах заявлены исковые требования, - Д. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что она работала педагогом в сельских общеобразовательных школах <адрес>, имеет педагогический стаж более 10 лет, проживает в сельской местности в <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на пенсии, затем продолжила трудовую деятельность в качестве педагога. До выхода на пенсию она получала льготу по оплате отопления и освещения как педагог. В период нахождения на пенсии в получении льгот как педагогу ей было отказано на том основании, что она является неработающим педагогом. Считает, что поскольку она пользовалась льготами, предоставленными ей как педагогу на бесплатное отопление и освещение жилого помещения, во время работы педагогом, то и в испрашиваемый прокурором период такая льгота ей также положена. Она неоднократно обращалась с данными требованиями в Устьянскую сельскую администрацию, отдел социальной защиты населения, но специалисты ОСЗН отказывались оформлять документы на меры социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, разъясняя, что право на данную льготу законодательно не закреплено, поэтому она была вынуждена получать субсидию с учетом дохода. С ноября 2010г. получает меры социальной поддержки как работающий педагог. Ее супруг льготным статусом не обладает.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения <адрес> – руководитель УСЗН Л, ДД.ММ.ГГГГ представила в суд возражения по существу искового заявления, указав, что предоставление денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан носит заявительный характер. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Д. в УСЗН <адрес> с заявлениями о предоставлении денежных выплат как педагогу-пенсионеру не обращалась, следовательно, оснований для перерасчета размера мер социальной поддержки не имеется. За указанный период ей были выплачены субсидии с учетом доходов граждан в сумме 490 рублей.

Считает, что абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Следовательно, на педагогов-пенсионеров порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и <адрес>, не распространяется. Действовавшие с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2010 года нормы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», от ДД.ММ.ГГГГ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривающие меры социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, на пенсионеров из числа бывших педагогических работников не распространялись. В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относятся к полномочиям субъектов РФ.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе и по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <адрес>» в соответствии с <адрес> (п. 13 ст. 1). Главным распорядителем краевых бюджетных средств (субвенций) на данные цели выступает министерство социальной политики края. Финансирование государственных полномочий осуществляется только в пределах бюджетных ассигнований и на категорию педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Такого случая Законом РФ «Об образовании» и <адрес> не установлено.

В судебном заседании представитель ответчика - управления социальной защиты населения администрации <адрес> – по доверенности Л. исковые требования прокурора не признала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, и пояснила, что при обращении в органы социальной защиты населения специалисты ОСЗН помогают выбрать гражданам наиболее выгодный статус льготы. При обращении Д. в ОСЗН ей разъяснялось, что льготу в размере 100% имеют только работающие педагоги. Не оспаривает, что до выхода на пенсию и в настоящее время Д. пользовалась данной льготой. Полагает, что она должна была настоять на праве на льготу как педагог. Не отрицает, что Д. неоднократно обращалась с устными требованиями о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, но ей разъяснялось, что данная льгота имеется только у работающих педагогов. При обращении за льготой по доходам ею также предоставлялась трудовая книжка наряду с другими документами, подтверждающими право на льготу. При таких обстоятельствах Д. получала жилищную субсидию с учетом дохода.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социальной политики <адрес> – Министр края П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, поскольку предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, а Д. с заявлением в органы социальной защиты населения о предоставлении льготы как педагогическому работнику не обращалась.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился. Представитель Министерства финансов РФ - по доверенности главный специалист-эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по <адрес> З. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов РФ, в представленном ранее пояснении на исковое заявление полагала исковые требования прокурора <адрес> в интересах Д. законными и обоснованными.

Выслушав помощника прокурора <адрес> Дубро В.И., Д., представителя ответчика - управления социальной защиты населения администрации <адрес> – по доверенности Л., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (действующими до настоящего времени), за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет.

Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании» педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а также Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П, установлен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с ДД.ММ.ГГГГ педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению, в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, отменен закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.

В силу ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством <адрес> и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которому педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 указанного ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.071992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, Д. работала в муниципальных образовательных учреждениях <адрес>, имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет.

Согласно копии трудовой книжки, паспорта, Д. проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, имеет стаж педагогической работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Д. предоставлена жилищная субсидия с учетом дохода, что подтверждается личным делом Д., предоставленным УСЗН <адрес>, и исследованным в судебном заседании.

Таким образом, Д. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.

Меры социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» (ст.55).

Перечисленным законом предусмотрено право педагогических работников на денежные выплаты в следующих размерах: 100 процентов оплаты жилой площади, отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>.

Из данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставляются педагогическим работникам.

В судебном заседании установлено, что Д. ранее пользовалась льготами как педагог, в 2009-2010г.г. неоднократно обращалась в УСЗН с требованиями предоставить ей льготы как педагогическому работнику, однако в предоставлении данных мер социальной поддержки ей было отказано со ссылкой на отсутствие механизма правового регулирования предоставления льгот и права на данные льготы у педагогов-пенсионеров, и лишь с ноября 2011г. она вновь стала получать меры социальной поддержки как педагог, поскольку продолжила трудовую деятельность.

Учитывая, что меры социальной поддержки для педагогов предусматривают 100% оплаты жилой площади, отопления, включая твердое топливо, и освещения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах Д. о перерасчете размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с возложением данной обязанности на УСЗН администрации <адрес>.

Доводы представителя УСЗН о том, что Д. не обращалась в УСЗН с заявлением о предоставлении льгот как педагогу суд признает несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что в 2009-2010г.г. Д. получала в УСЗН <адрес> субсидию с учетом доходов граждан, для назначения которой предоставляла документы, в том числе трудовую книжку, что подтверждается изученным в судебном заседании личным делом Д. Учитывая, что специалистами УСЗН ей разъяснено об отсутствии право на льготы как педагогу-пенсионеру, ей была по ее письменному заявлению назначена субсидия с учетом доходов граждан. При этом реализация Д. права на получение мер социальной поддержки по другому основанию не может быть признана добровольным выбором истицы между двумя основаниями получения льгот, поскольку о предоставлении другой льготы педагогом-пенсионером было заявлено только после прекращения возмещения расходов на оплату жилья как педагогу и такового выбора ответчиком ей представлено не было.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора в интересах Д. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Д. к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> произвести Д. перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> произвести Д. перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья